Виктор Борисов-Мусатов, известный русский художник, создатель знаменитых «мусатовских девушек» и «дворянских гнезд». Он путешествовал по России и Европе в поисках своего картины, но обрел уникальный стиль только в родном городе Саратове.
Саратовский живописец Виктор Борисов-Мусатов долго искал свой авторский стиль. Он пытался обрести его в столицах и даже за границей, но нашел его только вернувшись домой. Уникальные картины художника стали символом различных этапов его творческого пути. После его смерти работы Борисова-Мусатова продолжили вдохновлять новые поколения художников, развивая символизм в русской живописи.
Детство и юность
Художник увидел свет в городе Саратове 2 апреля 1870 года. В возрасте трех лет мальчика постигла серьезная спинная травма, из-за которой у него сформировался горб. По воспоминаниям современников, Виктор осознавал всю тяжесть своего положения, но никогда не жаловался и не роптал на несправедливую судьбу. Отдушину ребенок нашел в изобразительном искусстве, которое успокаивало его и помогало забыть о жизненных трудностях. В 1884 году юноша поступил в Саратовское реальное училище. У Вити не было склонности к точным наукам, зато рисование всегда доставляло ему удовольствие. Преподаватели изобразительного искусства Федор Васильев и Василий Коновалов восхищались способностями талантливого ученика и уговаривали его развивать творческие навыки в Москве. В 1890-м году юноша поступил в Московское училище, где изучал живопись, зодчество и ваяние.
Молодой художник не был впечатлен Москвой: он полагал, что знания, которые ему давали местные учителя, он мог бы получить и в своей родной провинции. После года обучения он переехал в Петербург, где поступил на учебу в Петербургскую академию искусств. Сдавая вступительные экзамены, молодой человек представился как Борисов-Мусатов, и с тех пор этот творческий псевдоним закрепился за ним. Кроме основных занятий, Виктор оттачивал технику рисования в частной мастерской художника Павла Чистякова.
Климат в Петербурге негативно сказывался на здоровье Мусатова: через два года у него обострились проблемы с позвоночником. Парню пришлось вернуться в Москву.
В 1893 году произошла выставка картин студентов, на которой начинающий художник представил несколько своих работ. Картина «Майские цветы» понравилась княгине Елизавете Федоровне, и она купила ее за достаточно высокую цену. Этих денег Мусатову хватило на путешествие по Крыму и Кавказу, где он создал ряд этюдов с натуры.
Живописные пейзажи юга положительно повлияли на молодого художника. После возвращения из поездки он отправился во Францию, чтобы поступить в художественную студию Фернана Кормона. В течение трех лет мастер помогал ученику освоить классическую технику рисунка и отточить мастерство. В многочисленных парижских галереях Виктор знакомился с полотнами известных художников.
Обретение собственного стиля
Каждое лето путешественник посещал родной Саратов. Возвращаясь домой, Борисов-Мусатов каждый раз вспоминал о давней идее создания масштабной работы. Он впервые попытался это сделать в 1896 году, начав писать портрет своей сестры Елены. В этой работе четко прослеживалось влияние французского импрессионизма: по цветовой гамме, технике и характеру мазка. Уникальный стиль Борисова-Мусатова проявился позже в полотнах «Агава» и «Девушка с агавой». В это время он также создал картины с участием мальчиков-натурщиков. Первая работа из этого цикла — «Мальчик с собакой» была написана еще до его поездки во Францию, а последняя — «Мальчик около разбитого кувшина» — была выполнена спустя четыре года.
В конце 19-го века художник прибыл в свой спокойный и уединенный Саратов, где собирался полностью посвятить себя творчеству. После путешествий по миру и изучения творчества великих мастеров, Виктор наконец-то обрел свой собственный художественный стиль. В своей родной провинции начался самый плодотворный период творчества Борисова-Мусатова, именно здесь появилась его знаменитая «мусатовская девушка», образ которой стал вдохновением для последующих работ автора.
Впервые на картине с названием «Автопортрет с сестрой» появилось лицо задумчивой девушки. Художник разместил ее изображение у края — такой прием часто использовали импрессионисты. На заднем плане можно было увидеть странный лес с необычными растениями. Многие спрашивали у художника, что это за растения и где он их видел? Художник отвечал, что представил себя мышью, лег на землю в саду и стал разглядывать все вокруг. Вдруг вся флора предстала перед ним в совершенно ином свете: растения стали казаться огромными и абсолютно фантастическими. Для изображения природы автор использовал сине-зеленую гамму, которая в дальнейшем появлялась и на других его полотнах.
После создания автопортрета художник написал несколько произведений: «Мотив без слов», «Осенний мотив» и «Гармония». Картины изображали сцены из жизни дворян 18-го века: чтение поэзии, признание в любви. Для создания этих работ Борисов-Мусатов черпал вдохновение из своих путешествий по имениям в окрестностях Саратова.
Изображение Борисова-Мусатова с названием «Весна» создано в 1901 году. В этой работе художник решил отказаться от какого-либо сюжета и просто изобразил гуляющую среди расцветающей природы. Удивительно, как точно ему удалось передать ощущение времени года: картина словно наполнена весной и началом чего-то нового и свежего. Это полотно стало новым этапом в творческой биографии художника.
В начале XX века Виктор Эльпидифорович посетил заброшенный особняк Голицыных-Прозоровских в Зубриловке. Владельцы редко бывали там, и дом постепенно разрушался. Художник почувствовал, что с этим домом уходит в небытие великая эпоха, и создал картину с названием «Гобелен», где главными персонажами стали две аристократки, изображенные в парке усадьбы, которая скоро исчезнет. Московское художественное общество высоко оценило эту работу и наградило художника почетной премией.
Саратовский край вдохновил художника на создание двух новых произведений: «Призраки» и «Прогулка на закате». На этих картинах изображены девушки, прогуливающиеся по пустынному парку, одетые в старинные наряды. Автор признался, что он не изобразил конкретную эпоху, а просто выразил свою тоску по прекрасной прошлой эпохе.
В 1904 году мастер создал панно «Изумрудное ожерелье» в селе Черемшаны под Саратовом, куда его семья уезжала на летний отдых. Фоном для этой картины послужили яркие цветы деревьев и трава, а главными героинями стали опять девушки.
В конце 1903 года Мусатов переехал в Подольск. В этом месте появились картины «Осенняя песнь», «Куст орешника», «На балконе. Таруса». Произведения художника вызывали разные эмоции у зрителей. В России его работы практически не экспонировались и не продавались, поэтому художник не мог похвастаться стабильным финансовым положением. Европейские ценители искусства, наоборот, поддерживали его и даже приняли во французское Национальное общество изящных искусств.
Последнее творение художника — это акварельная картина под названием «Реквием», написанная им в честь своей ученицы Надежды Станюкович.
Личная жизнь
Бракосочетание Борисов-Мусатова и Елены Борисовны Александровой, художницы, принесло мэтру радость от появления дочери Марианны. Девушка последовала примеру родителей и стала известным книжным графиком.
Личная судьба художника была спокойной — он обрел свое счастье в общении с Еленой и прожил с ней до последних дней. Вместе с ним всегда была его родная сестра Елена — она часто выступала моделью для его полотен.
Смерть
26 октября 1905 года ушел из жизни талантливый художник. Его похоронили в Тарусе, месте, где он провел последние годы своей жизни. Через пять лет на его могиле был установлен памятник, который создал его друг по учебе А. Т. Матвеев.
Место захоронения творца было названо Мусатовским косогором, чтобы сохранить память о нем.