Виктор Борисов-Мусатов — биография и картины художника

Виктор Борисов-Мусатов, известный русский художник, создатель знаменитых «мусатовских девушек» и «дворянских гнезд». Он путешествовал по России и Европе в поисках своего картины, но обрел уникальный стиль только в родном городе Саратове.

Саратовский живописец Виктор Борисов-Мусатов долго искал свой авторский стиль. Он пытался обрести его в столицах и даже за границей, но нашел его только вернувшись домой. Уникальные картины художника стали символом различных этапов его творческого пути. После его смерти работы Борисова-Мусатова продолжили вдохновлять новые поколения художников, развивая символизм в русской живописи.

Детство и юность

Художник увидел свет в городе Саратове 2 апреля 1870 года. В возрасте трех лет мальчика постигла серьезная спинная травма, из-за которой у него сформировался горб. По воспоминаниям современников, Виктор осознавал всю тяжесть своего положения, но никогда не жаловался и не роптал на несправедливую судьбу. Отдушину ребенок нашел в изобразительном искусстве, которое успокаивало его и помогало забыть о жизненных трудностях. В 1884 году юноша поступил в Саратовское реальное училище. У Вити не было склонности к точным наукам, зато рисование всегда доставляло ему удовольствие. Преподаватели изобразительного искусства Федор Васильев и Василий Коновалов восхищались способностями талантливого ученика и уговаривали его развивать творческие навыки в Москве. В 1890-м году юноша поступил в Московское училище, где изучал живопись, зодчество и ваяние.

Виктор Борисов-Мусатов

Молодой художник не был впечатлен Москвой: он полагал, что знания, которые ему давали местные учителя, он мог бы получить и в своей родной провинции. После года обучения он переехал в Петербург, где поступил на учебу в Петербургскую академию искусств. Сдавая вступительные экзамены, молодой человек представился как Борисов-Мусатов, и с тех пор этот творческий псевдоним закрепился за ним. Кроме основных занятий, Виктор оттачивал технику рисования в частной мастерской художника Павла Чистякова.

Климат в Петербурге негативно сказывался на здоровье Мусатова: через два года у него обострились проблемы с позвоночником. Парню пришлось вернуться в Москву.

В 1893 году произошла выставка картин студентов, на которой начинающий художник представил несколько своих работ. Картина «Майские цветы» понравилась княгине Елизавете Федоровне, и она купила ее за достаточно высокую цену. Этих денег Мусатову хватило на путешествие по Крыму и Кавказу, где он создал ряд этюдов с натуры.

Живописные пейзажи юга положительно повлияли на молодого художника. После возвращения из поездки он отправился во Францию, чтобы поступить в художественную студию Фернана Кормона. В течение трех лет мастер помогал ученику освоить классическую технику рисунка и отточить мастерство. В многочисленных парижских галереях Виктор знакомился с полотнами известных художников.

Обретение собственного стиля

Каждое лето путешественник посещал родной Саратов. Возвращаясь домой, Борисов-Мусатов каждый раз вспоминал о давней идее создания масштабной работы. Он впервые попытался это сделать в 1896 году, начав писать портрет своей сестры Елены. В этой работе четко прослеживалось влияние французского импрессионизма: по цветовой гамме, технике и характеру мазка. Уникальный стиль Борисова-Мусатова проявился позже в полотнах «Агава» и «Девушка с агавой». В это время он также создал картины с участием мальчиков-натурщиков. Первая работа из этого цикла — «Мальчик с собакой» была написана еще до его поездки во Францию, а последняя — «Мальчик около разбитого кувшина» — была выполнена спустя четыре года.

В конце 19-го века художник прибыл в свой спокойный и уединенный Саратов, где собирался полностью посвятить себя творчеству. После путешествий по миру и изучения творчества великих мастеров, Виктор наконец-то обрел свой собственный художественный стиль. В своей родной провинции начался самый плодотворный период творчества Борисова-Мусатова, именно здесь появилась его знаменитая «мусатовская девушка», образ которой стал вдохновением для последующих работ автора.

Виктор Борисов-Мусатов

Впервые на картине с названием «Автопортрет с сестрой» появилось лицо задумчивой девушки. Художник разместил ее изображение у края — такой прием часто использовали импрессионисты. На заднем плане можно было увидеть странный лес с необычными растениями. Многие спрашивали у художника, что это за растения и где он их видел? Художник отвечал, что представил себя мышью, лег на землю в саду и стал разглядывать все вокруг. Вдруг вся флора предстала перед ним в совершенно ином свете: растения стали казаться огромными и абсолютно фантастическими. Для изображения природы автор использовал сине-зеленую гамму, которая в дальнейшем появлялась и на других его полотнах.

После создания автопортрета художник написал несколько произведений: «Мотив без слов», «Осенний мотив» и «Гармония». Картины изображали сцены из жизни дворян 18-го века: чтение поэзии, признание в любви. Для создания этих работ Борисов-Мусатов черпал вдохновение из своих путешествий по имениям в окрестностях Саратова.

Виктор Борисов-Мусатов

Изображение Борисова-Мусатова с названием «Весна» создано в 1901 году. В этой работе художник решил отказаться от какого-либо сюжета и просто изобразил гуляющую среди расцветающей природы. Удивительно, как точно ему удалось передать ощущение времени года: картина словно наполнена весной и началом чего-то нового и свежего. Это полотно стало новым этапом в творческой биографии художника.

В начале XX века Виктор Эльпидифорович посетил заброшенный особняк Голицыных-Прозоровских в Зубриловке. Владельцы редко бывали там, и дом постепенно разрушался. Художник почувствовал, что с этим домом уходит в небытие великая эпоха, и создал картину с названием «Гобелен», где главными персонажами стали две аристократки, изображенные в парке усадьбы, которая скоро исчезнет. Московское художественное общество высоко оценило эту работу и наградило художника почетной премией.

Виктор Борисов-Мусатов

Саратовский край вдохновил художника на создание двух новых произведений: «Призраки» и «Прогулка на закате». На этих картинах изображены девушки, прогуливающиеся по пустынному парку, одетые в старинные наряды. Автор признался, что он не изобразил конкретную эпоху, а просто выразил свою тоску по прекрасной прошлой эпохе.

В 1904 году мастер создал панно «Изумрудное ожерелье» в селе Черемшаны под Саратовом, куда его семья уезжала на летний отдых. Фоном для этой картины послужили яркие цветы деревьев и трава, а главными героинями стали опять девушки.

В конце 1903 года Мусатов переехал в Подольск. В этом месте появились картины «Осенняя песнь», «Куст орешника», «На балконе. Таруса». Произведения художника вызывали разные эмоции у зрителей. В России его работы практически не экспонировались и не продавались, поэтому художник не мог похвастаться стабильным финансовым положением. Европейские ценители искусства, наоборот, поддерживали его и даже приняли во французское Национальное общество изящных искусств.

Виктор Борисов-Мусатов

Последнее творение художника — это акварельная картина под названием «Реквием», написанная им в честь своей ученицы Надежды Станюкович.

Личная жизнь

Бракосочетание Борисов-Мусатова и Елены Борисовны Александровой, художницы, принесло мэтру радость от появления дочери Марианны. Девушка последовала примеру родителей и стала известным книжным графиком.

Виктор Борисов-Мусатов

Личная судьба художника была спокойной — он обрел свое счастье в общении с Еленой и прожил с ней до последних дней. Вместе с ним всегда была его родная сестра Елена — она часто выступала моделью для его полотен.

Смерть

26 октября 1905 года ушел из жизни талантливый художник. Его похоронили в Тарусе, месте, где он провел последние годы своей жизни. Через пять лет на его могиле был установлен памятник, который создал его друг по учебе А. Т. Матвеев.

Виктор Борисов-Мусатов

Место захоронения творца было названо Мусатовским косогором, чтобы сохранить память о нем.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий