Виктор Цой — биография, жизнь и смерть лидера Кино

Творчество Виктора Цоя всегда отражало его внутренний мир. Он пошел против общепринятых стандартов и добился огромного успеха. Благодаря его музыке, русский рок претерпел значительные изменения, приобрел новые формы и стал популярным. Сам Цой стал символом 80-х и его творчество вызывает споры у критиков и музыкантов, но все признают его феноменом. Его творчество остается любимым и уважаемым и по сей день, когда прошло почти тридцать лет после его смерти.

Детство и юность

21 июня 1962 года в Ленинграде родился Виктор Цой в семье интеллигентов. По профессии отец Роберт Цой был инженером, а мама Валентина Цой учила физкультуру в школе. Дедушка Виктора по отцовской линии носил имя Цой Сын Дюн и был корейцем, родившимся в Казахстане. Обычно люди этой национальности имеют средний рост, но Виктор вырос до 184 см.

С первых лет жизни мальчик проявил свои художественные способности. Всего ему было пять лет, а он уже отлично лепил, рисовал и умел играть любую мелодию на руках, даже самую сложную. Родители поняли, что такой талант не должен пропадать даром, и отправили Витю в художественную школу, где он учился три года. В обычной школе будущий известный музыкант не проявлял никаких особых талантов, поэтому учителя быстро потеряли к нему интерес и занялись более перспективными учениками.

Когда Виктор пошел в пятый класс, он решил, что рисование его больше не интересует, и стал серьезно заниматься музыкой. Именно в это время он купил свою первую гитару, с которой практически не расставался.

Музыка ворвалась в его жизнь, и уже скоро он собрал друзей, чтобы создать группу под названием «Палата №6».

Так оседлала его музыка, что он готов был пожертвовать всем, чтобы заполучить 12-струнную гитару. Именно в тот момент родители ушли отдыхать, оставив сыну немного денег. Он моментально потратил их на гитару, и у него осталось всего 3 рубля, которые ушли на покупку беляшей. Он был так голоден, что съел их все, после чего у него возникли проблемы со желудком. После этого Цой пообещал себе, что больше не будет есть беляши.

После окончания 9 классов, Виктор покинул школу и поступил в Ленинградское художественное училище им.Серова. В конце учебы он должен был стать художником-оформителем. Однако ему перестал нравиться этот вид деятельности, и он все больше времени начал уделять своей любимой гитаре. К сожалению, это привело к его отчислению за неуспеваемость на втором курсе.

Цой нашел работу и поработал некоторое время на заводе, после чего поступил в Художественно-реставрационный профессиональный лицей №61, чтобы стать резчиком по дереву. Он даже научился вырезать китайских нэцкэ.

Хотя всё это было неплохо, но Виктор не получал морального удовлетворения. Он по-прежнему мечтал о музыке и с каждым годом все больше понимал, что именно этому он хочет отдаться полностью.

С момента возникновения в конце 1981 года, творческий путь молодого музыканта начался вместе с Олегом Валинским и Алексеем Рыбиным, когда они решили создать группу «Гарин и Гиперболоиды». Вскоре длинное название было заменено на более короткое «Кино». Они стали членами Ленинградского рок-клуба и скоро выпустили свой первый альбом под названием «45», который был создан при поддержке Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум». Часто задавали вопрос, что означает название альбома — вес, возраст, количество песен. Ответ оказался прост — ровно столько, сколько звучит его запись.

Творчество Цоя и его группы было востребовано и признано публикой. В это время музыкант был настоящим профессионалом и не собирался отступать от своих принципов.

В 1984 году вышел второй альбом группы «Кино», названный «Начальник Камчатки». Это было связано с тем, что Цой работал кочегаром в котельной, которая называлась так же. Также в этот период изменился состав группы, и на их место пришли новые музыканты: басист Александр Титов, гитарист Юрий Каспарян и барабанщик Георгий Гурьянов (Густав). В этом же году коллектив победил на Ленинградском рок-фестивале, что вызвало восторг у зрителей.

В 1985 году музыканты снова приняли участие в фестивале и повторили прошлогодний успех. Они решили записать новый альбом под названием «Ночь», который должен был полностью соответствовать жанру рок-музыки. Однако работу над ним приостановили, чтобы выпустить новую пластинку под названием «Это не любовь».

В ноябре того же года из группы ушел Александр Титов, и на его место пришел Игорь Тихомиров. В этом составе коллектив завершил свою деятельность.

В 1986 году группа «Кино» и ее лидер Виктор Цой достигли пика славы. Их музыка и слова Цоя придавали коллективу новизну и неповторимость, а темы, поднимаемые ими, оставались актуальными для своего времени и по сей день. Кроме того, их песни легко было исполнить под гитару, и благодаря этому популярность группы росла с каждым «дворовым концертом».

В том же 1986 году участники группы окончательно завершили запись альбома «Ночь» и дали концерт на фестивале, организованном ленинградским рок-клубом и московской рок-лабораторией. Фестиваль прошел в Москве. Альбомы группы «Кино» были распроданы с огромной скоростью, участники стали невероятно популярными, клипы смотрели «и стар и млад», причем по всей территории СССР.

После выхода в 1988 году нового альбома под названием «Группа крови» интерес к советским музыкантам возрос за рубежом. Группа «Кино» дала концерты в Дании, Франции, Италии, фотографии участников группы украшали обложки модных глянцев. В 1989 году выходит первый студийный альбом, записанный на профессиональном уровне, под названием «Звезда по имени Солнце», и после этого коллектив не останавливается, сразу приступая к работе над новым альбомом.

Слушайте Пачка сигарет — Виктор Цой на Яндекс.Музыке

В 1989 году музыканты снова отправились во Францию и дали несколько концертов в Соединенных Штатах. В июне 1990 года Виктор Цой и его знаменитая группа «Кино» в последний раз выступили в полном составе на московском стадионе «Лужники».

Затем музыканты выпустили еще один альбом под названием «Кино», который завершил дискографию известной группы. Песни «Следи за собой» и «Кукушка» стали особенно популярными и в дальнейшем попали в репертуар многих певцов и коллективов.

Влияние Виктора Цоя на сознание людей в Советской стране было огромным. Его песни пробудили у них желание перемен, новой жизни и свободы. Одной из таких песен была композиция с названием «Хочу перемен!», которую музыканты представили на фестивале ленинградского рок-клуба в Дворце культуры «Невский» в мае 1986 года.

Поначалу появляется впечатление, будто артист призывает к экстремальным решениям, однако на самом деле все несколько иначе. У Виктора было уникальное видение музыки, которое он выразил в этих словах: «Музыка создана для того, чтобы охватывать – она должна смешить, когда это нужно, или веселить, когда потребуется, и заставлять думать — желательно всегда. Музыка не должна быть призывом к разгрому Зимнего дворца. Она предназначена для того, чтобы ее слушали».

В одной из своих бесед с журналистами певец заявил, что не выступает вестником перемен. Для него главное всегда оставаться верным себе. Возможно, это звучало в контексте развития его актерской карьеры, а не как отзыв на политическую обстановку.

По прошествии времени он поделился своим видением изменений в советском обществе: «Я стремился, чтобы изменения затронули в первую очередь менталитет людей, освободили их от привычки ориентироваться на других и ожидать, что кто-то другой примет за них решение. Мне бы хотелось, чтобы изменения произошли в сознании советского человека, а не ограничивались новыми съездами и пленумами».

Карьера Виктора Цоя в кино началась с сотрудничества с режиссером Алексеем Учителем, который тогда только заканчивал учебу и приступил к съемкам своей дипломной работы. Это был фильм «Конец каникул». Для съемок этого фильма группа отправилась на озеро Тельбин в Киеве. Это был новый этап творчества тогда еще не очень популярного певца Цоя.

После всплеска популярности группы «Кино» Виктор стал желанным гостем на съемочной площадке картин, которые принято считать «новой формацией». В общей сложности фильмография музыканта насчитывает четырнадцать картин, среди которых есть такие, которые отражают «эпоху перемен».

Нельзя оставить без внимания знаменитый «Асса» от режиссера Владимира Соловьева. Ощущение от этого фильма можно охарактеризовать как «Начало конца», оно пронизывает каждую сцену и приносит ощущение безысходности, которое было характерно для тех лет.

Затем последовала лента под названием «Игла», где Виктору Цою выпала роль главного героя Моро. Он пытается бороться с наркомафией, но сталкивается с непреодолимыми трудностями. Роль наркодельца по имени Артур была великолепно исполнена Петром Мамоновым. Фильм побил все рекорды просмотров в 1989 году, а Цоя признали лучшим актером года, по мнению читателей журнала «Советский экран».

Личная жизнь

В школьные годы Виктор был незаметен для окружающих — ни одноклассницы, ни девушки из двора не обращали на него внимания. Возможно, это связано с его национальностью. Но к 20 годам всё изменилось. Он стал очень популярным, его поклонницы преследовали его везде, даже устраивали дежурство у подъезда.

Но популярность не отразилась на его личной жизни до тех пор, пока он не встретил свою вторую половинку. Они познакомились на какой-то музыкальной вечеринке, девушка звалась Марианна и была старше Виктора на 3 года. Полгода романтического периода скоро сменились решением жить вместе.

Они заключили официальный брак, из которого родился единственный ребенок Виктора Цоя – сын Александр, который впоследствии продолжил дело отца. Марианна занималась организацией деятельности группы, помогала с подготовкой концертных костюмов и решала все вопросы, связанные с хозяйством.

В 1987 году, когда Цой снимался в фильме «Асса», в его жизни появилась ассистент режиссера Наталья Разлогова. Между ними завязались романтические отношения, в результате которых Цой покинул свою семью. Марианна отмечала, что у нее и Натальи были совершенно разные характеры – Марианна была настоящим «вулканом страстей», в то время как новая любовь Цоя изображала «неприступную скалу».

Фактического развода не произошло, Марианна до конца оставалась его женой, и после смерти Виктора удалось выпустить все его последние записи и неопубликованный материал. В 1999 году Марианна получила диплом Санкт-Петербургского университета и стала переводчиком с английского и японского языков.

В начале 2000-х годов у вдовы Цоя был обнаружен рак. Она перенесла операцию по удалению опухоли в груди, но это было не концом. Врачи обнаружили у нее еще и опухоль головного мозга. Марианна понимала, что ее ждет конец и ничего нельзя предпринять, поэтому она выписалась из больницы и решила умереть дома. В последние три месяца ее жизни рядом с ней были ее мама и новый муж Александр Аксенов, более известный как Рикошет.

Смерть

15 августа 1990 года Виктор Цой погиб в автокатастрофе на трассе Слока — Талси рядом с латвийским городком Тукумс. Он отдыхал в Прибалтике и возвращался домой, когда его машину столкнул автобус с названием «Икарус». Водитель автобуса выжил, но Виктор Цой погиб на месте. По результатам расследования было установлено, что певец просто уснул за рулем из-за переутомления.

Однажды говорили, что он не уснул, а просто наклонился, чтобы поменять кассету в магнитофоне и пропустил поворот, но никаких подтверждений этой версии нет.

Страна была в шоке после этой новости. Его похоронили 19 августа 1990 года на Богуславском кладбище в Санкт-Петербурге. Тысячи его поклонников пришли проводить своего кумира в последний путь.

Его могила всегда украшена живыми цветами, там всегда горят свечи. Недалеко от него похоронены две его любимые женщины — мама Валентина и жена Марианна.

Память о Викторе Цое сохранена в многочисленных памятниках, не только на его родине, но и за ее пределами. Главный среди них расположен на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Там великий «поэт перемен» изображен сидящим на мотоцикле.

На месте его трагической гибели также воздвигнут памятник, высотой впечатляющий — 2 метра 30 сантиметров. Там певец стоит в своей характерной позе, скрестив руки.

В соответствии с идеей скульптора Амирана Хабелашвили и художника Руслана Верещагина, создателей этого памятника, на нем изображены строки из произведения «Легенда»: «Умирать — значит жить, и любовь — значит ждать…».

Память

Часто музыка Цоя и группы «Кино» звучит в исполнении других артистов, например, в репертуаре лидера группы «Алиса» — Константина Кинчева. Было время, когда двух музыкантов объединяла дружба, и он хочет, чтобы творчество Виктора надолго оставалось в сердцах и памяти людей.

Симфонический оркестр Эрмитажа часто исполняет композиции из репертуара прославленной группы в концерте, посвященном ее памяти.

После смерти Виктора Цоя в 1990 году в Московской столице появилась легендарная Стена Цоя. На стене дома №37 в Кривоарбатском переулке поклонники музыканта заполнили всю поверхность надписями, цитатами из его песен и бесчисленными фразами "Цой жив!". Это было их способом выразить любовь к их кумиру и отказ от признания его смерти. Со временем этот объект стал одной из достопримечательностей Москвы, которую туристы даже посещают в рамках экскурсий.

Несколько режиссеров, также являющихся поклонниками музыканта, сняли несколько фильмов, посвященных его творческому пути и жизни.

В 2012 году зрителям представили документальный фильм «Цой «Кино», с режиссером Евгением Лисовским. В нем звучит ранее неизвестная песня Виктора «Атаман», которую Наталья Разлогова хранила в кассете и представила общественности спустя много лет.

В 2018 году Кирилл Серебренников снял фильм «Лето», рассказывающий о начале творческой деятельности прославленного музыканта. Он показывает, как Цой дружил с Майком Науменко и какие отношения у него были с женой друга, Натальей. В роли Цоя выступил корейский актер Тео Ю, а Романа Билыка сыграл музыкант группы «Звери». Наталью сыграла актриса Ирина Старшенбаум.

Каждые 5 лет поклонники Виктора Цоя собираются, чтобы отметить очередной юбилей своего любимого артиста. В 2017-м году они отметили его 55-летие и сняли клип на песню «Звезда по имени Солнце».

Альбомы

  • 1982 — "45"
  • 1983 — "46"
  • 1984 — "Начальник Камчатки"
  • 1985 — "Это не любовь"
  • 1986 — "Ночь"
  • 1988 — "Группа крови"
  • 1989 — "Последний герой"
  • 1989 — "Звезда по имени Солнце"
  • 1990 — "Чёрный альбом"

Прослушайте последний трек от группы "Кино" на Яндекс.Музыке

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий