Виктор Павлович Павлов — знаменитый актер театра и кино, чье творчество известно как в Советском Союзе, так и в современной России. Его роли в фильмах «Операция «Ы», «На войне как на войне», телефильме «Адъютант его превосходительства» и сериале «Место встречи изменить нельзя» оставили неизгладимый след в истории кинематографа.
Виктор Павлов — глубокий и многоплановый актер, чей талант был признан на протяжении 40 лет его творческой карьеры. Он сыграл множество ярких ролей на сценах четырех московских театров и снялся в 164 фильмах, доказав свое мастерство и талант в различных жанрах и образах.
Детство
Владимир Викторович Викторов родился 5 октября 1940 года в Санкт-Петербурге. Его отец был ученым, а мать врачом – работала педиатром в детской больнице. Во время Великой Отечественной войны отец будущего актера ушел на фронт, и Владимир ярко помнил момент его возвращения. После войны Павел Павлов много времени уделял сыну – часто водил его в театры и музеи.
Семья жила неподалеку от Мариинского театра, Зимнего дворца и Эрмитажа. Увлечение театром побудило Викторова пойти в драмкружок и записаться в хор. В драмкружке в одном из спектаклей ему поручили роль цыганки, и он с удовольствием её исполнил, а зал смеялся до колик.
В то же время маленький Виктор проводил своё время как обычный мальчишка – играл в футбол, лапту, казаков-разбойников и другие игры. В восьмом классе он попал в плохую компанию и занимался квартирными кражами, за что мог попасть в тюрьму. Его отец, замминистра сельского хозяйства, помог ему избежать наказания. После этого Виктор не смог поступить в девятый класс и вынужден был учиться в вечерней школе рабочей молодёжи и работать на заводе.
Училище
В своей профессиональной карьере Павлов никогда не забывал свою страсть к театру — он присоединился к драмкружку в Доме учителя, под руководством режиссёра МХАТа Вадима Богомолова. По его совету, после окончания школы в 1959 году Павлов подал заявки в три московских театральных вуза. На отборочных прослушиваниях он исполнял стихи Есенина и Северянина.
Все вузы были готовы принять его, но он выбрал Щепкинское училище, где училась Вера Пашенная и Николай Анненков. Его однокурсниками были Олег Даль, Виталий Соломин, Михаил Кононов. Курс был очень талантливым, после окончания училища семерых выпускников приняли в Малый театр, что было очень редким случаем. Ребята уже во время учебы выходили на сцену Малого театра в качестве статистов. В 1963 году Павлов закончил училище и получил предложение присоединиться к театру "Современник".
Современник
В данном театре Павлов принимал участие в спектаклях «Вечно живые», «Старшая сестра», «Белоснежка и семь гномов» и «Голый король». Поскольку он попал в «Современник» вместе со своим товарищем по курсу Олегом Далем, то он непроизвольно начал сравнивать, как развивается их карьера. Ему казалось, что его недооценивают, дают неинтересные роли, поэтому он протянул там всего два сезона. В 1965 году он присоединился к актёрам театра имени М.Н. Ермоловой.
Московский драматический театр им. М.Н. Ермоловой
У Павлова было больше везения в этом театре. Он установил хорошие отношения с коллективом и руководством, и почти сразу получил центральные роли в нескольких спектаклях. Он исполнил роль домашнего тирана Биверса в постановке «Время и семья Конвей» по пьесе Дж. Пристли, Дюпона-сына в комедии Ж. Ануя «Бал воров», и недоучку Буланова в постановке «Лес» по А.Н. Островскому.
В театре имени М.Н. Ермоловой, Павлов встретил свою будущую супругу Татьяну Говорову. В 1966 году они поженились и оставались вместе до конца его жизни.
Интерес к работе режиссёра Андрея Гончарова, который возглавил Московский театр имени Маяковского после ухода Николая Охлопкова, а также желание участвовать в театральных экспериментах привлекли Павлова в этот театр.
Московский театр им. Владимира Маяковского
В 1969 году этот актёр начал свою работу в театре имени Маяковского под руководством Гончарова. Его талант был замечен в постановках, таких как «Беседы с Сократом» по Э. Радзинскому, «Разгром» по А. Фадееву, «Таланты и поклонники» по А. Островскому, и других. Однако, самой яркой его ролью стала роль Санчо Пансы в спектакле «Человек из Ламанчи».
Он несомненно справился с созданием образа добродушного спутника Дон Кихота, который ранее замечательно исполнялся Александром Лазаревым. Несмотря на это, актёр и его коллеги завоевали любовь зрителей. Билеты на эту постановку раскупались, каждое выступление заканчивалось громкими овациями и криками «браво!».
Малый театр
В 1978 году Павлова привлекли в Малый театр, где еще работали его учителя Николай Анненков и Михаил Царев. Ему предложили роль Конойного в знаковом для Малого театра спектакле «Любовь Яровая» по пьесе К.А. Тренёва. Он не устоял и присоединился к труппе знаменитого театра.
У актёра был уже значительный профессиональный опыт и мастерство, поэтому ему стали доверять играть значительные роли. В «Короле Лире» он исполнял роль Шута, отлично влившись в актерский ансамбль спектакля «Мой любимый клоун» В. Б. Ливанова в роли Романа Сомоновского, блестяще и интеллигентно сыграл Пашкова в постановке Леонида Хейфеца «Картина» по роману Д.Гранина, в «Горе от ума» он был Репетиловым.
В спектакле «Лес» по А.Н. Островскому он воплотил образ Аркаши Счастливцева, за что был удостоен призом Международного фонда К.С. Станиславского. Этой наградой Павлов особенно гордился, так как она присуждается не критиками, а коллегами-актерами.
Виктор Павлов часто менял театры в своем творческом поиске, поэтому его можно было видеть в разных спектаклях. В Малом театре в основном играли классические пьесы, но в 1985 году он вернулся в театр им. М.Н. Ермоловой ради более современных тем. Там ему удалось реализовать свои творческие амбиции, сыграв в авангардных спектаклях по произведениям В.Овечкина «Районные будни» и «Говори!», а также в постановке по пьесе Э.Радзинского «Спортивные сцены 1981 года» (режиссер В.Фокин).
В 1990 году Павлов вернулся в Малый театр и там остался надолго.
В кино Виктор Павлов исполнил более 160 разнообразных ролей, все они привлекали внимание и запоминались зрителям.
С блестящим чувством юмора, в 1965 году Павлов замечательно сыграл роль студента Дуба в одной из новелл комедийного фильма Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Эту работу хорошо помнят, хотя дебют актёра в кино состоялся в маленькой роли паренька на теплоходе в картине Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими» (1965 год), которую даже в титрах не указали.
В районе значительной кинопрограммы актера согласно оценке в первую очередь аудитории следует отметить: фильм «Майор Вихрь» по роману Юлиана Семёнова (1968 год), где он играл серьезную роль разведчика Коли, кинолента «На войне как на войне» (1968 год), в которой он был механиком-водителем самоходки, членом знаменитого экипажа Гриша. Особенное внимание по мнению большинства зрителей привлекает телефильм «Адъютант его превосходительства» (1969 год), где он настолько убедительно сыграл бандитскую сволочь Мирона, что прохожие пугались его на улице, думая, что он и в реальной жизни такой.
Роль члена банды Сергея Левченко в фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979 год) оказалась для Павлова вызывающей. Он сам отмечал, что для её исполнения пришлось приложить значительные усилия.
Павлова часто просили играть роли негативных персонажей, и он всегда соглашался. Например, такие как – предатель штурман Котов в фильме «Гардемарины, вперед!» (1987 год), бандит Докучаев в киноленте Дмитрия Месхиева «Циники» (1991 год), кот Бегемот в картине Юрия Кары «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова (1994 год).
Он был мастером всех жанров — от остросоциальных драм до исторических экранизаций и литературных произведений, а также детского кино. С удовольствием принимал участие в съемках комедий и сериалов. Среди самых запоминающихся работ можно выделить: «Не ходите, девки, замуж» (1985 год), «Кошмар в сумасшедшем доме» (1990 год), «Не будите спящую собаку» (1991 год), «Сирота казанская» (1997 год), «Дети понедельника» (1997 год).
В 2008 году вышел фильм от режиссера Владимира Златоустовского под названием «Москва улыбается», который стал последним произведением, в котором снялся актер Виктор Павлов.
В 1994 году он был удостоен звания Народного артиста России. Эту награду лично вручил президент Борис Ельцин.
Личная жизнь
Когда Павлов увидел Татьяну Говорову на сцене театра им. М.Н. Ермоловой, он тут же почувствовал, что влюбился. Однако ему не удалось быстро завоевать её расположение, пришлось усердно ухаживать. Теплые отношения, которые возникли между ними в то время, сопровождали их на протяжении всей жизни.
В 1967 году, спустя год после свадьбы, у молодых супругов родилась дочь по имени Александра. Она решила не идти по пути своих родителей и стала медиком, а затем отработала некоторое время в должности стюардессы.
Владимир Иванов обладал неплохим художественным талантом. Часто он изображал своих товарищей и знакомых на холсте. После окончания курсов гримёров Владимир всегда сам наносил макияж перед выступлениями.
В отличие от многих героев кино, Павлов был спокойным и миролюбивым человеком. Он часто появлялся на птичьем рынке в Москве. У актёра было редкое хобби – разведение почтовых голубей, которое помогало ему снимать стресс. Он содержал их под крышей Малого театра. Когда его белые птицы взмывали над театром, он считал, что это души актёров.
Смерть
Артист был настоящим трудягой и даже в возрасте 65 лет продолжал активно сниматься, несмотря на свою болезнь. Он пережил инфаркт, затем инсульт, в результате чего пришлось заново учиться ходить. Однако, 24 октября 2006 года, на руках у своей жены, Виктор Павлов скончался от сердечного приступа.
Его могила находится на территории Кунцевского кладбища в столице России — Москве.
Избранная фильмография
- 1961 — Когда деревья были большими
- 1962 — На семи ветрах
- 1965 — Операция "Ы" и другие приключения Шурика
- 1966 — Строится мост
- 1966 — Человек без паспорта
- 1968 — Майор Вихрь
- 1971 — Слушайте на той стороне
- 1971 — Даурия
- 1973 — Дети Ванюшина
- 1973 — Товарищ генерал
- 1973 — Дверь без замка
- 1973 — Старая крепость
- 1974 — Незнакомый наследник
- 1975 — Дневник директора школы
- 1976 — Строговы
- 1976 — Краткие встречи на долгой войне
- 1976 — Огненный мост
- 1976 — Преступление
- 1978 — Уходя — уходи
- 1979 — Дюма на Кавказе
- 1979 — Место встречи изменить нельзя
- 1980 — О бедном гусаре замолвите слово
- 1980 — Нет гарантии личной безопасности
- 1980 — Последний побег
- 1981 — Предупреждение о шторме
- 1981 — Сын полка
- 1981 — История из деревни
- 1981 — Куда делся Фоменко?
- 1983 — Общежитие для одиноких
- 1984 — Первая Конная
- 1985 — Встречая век
- 1985 — Контрудар
- 1985 — Девушки, не идите замуж
- 1986 — На острие меча
- 1987 — Гардемарины, вперёд!
- 1987 — Лиловый шар
- 1988 — Владимир Дубровский, благородный разбойник
- 1989 — Светлая личность
- 1989 — Ушедшее время
- 1990 — Охота царя
- 1991 — Циники
- 1991 — Не будите спящую собаку
- 1992 — Удачи вам, господа!
- 1993 — О бизнесмене Фоме
- 1994 — Волшебник Изумрудного города
- 1994 — Роман "Мастер и Маргарита"
- 1995 — Произведение "Без ошейника"
- 1997 — Книга "Сирота казанская"
- 2000 — Фильм "ДМБ"
- 2000 — Кинолента "Марш Турецкого"
- 2000 — Роман "Рыцарский роман"
- 2000 — Произведение "В августе 44-го…"
- 2002 — Сериал "Бригада"
- 2002 — Фильм "Убойная сила 4"
- 2005 — Научно-фантастический роман "Космос как предчувствие"