Виктор Пелевин – известный русский писатель, автор эссе и романов, который приобрел широкую известность в 90-х годах после выпуска своих знаменитых произведений: «Омон Ра», «Чапаев и пустота», «Generation «П»». Его творчество удостоено многочисленных наград, среди которых «Малый Букер» в 1993 году, «Национальный бестселлер» в 2004 году, «Большая книга» в 2010 году, а также премия Андрея Белого в 2017 году.
В родной литературе Виктор Пелевин считается одним из самых загадочных и таинственных писателей. Журналисты, знакомые с ним лично, могут быть пересчитаны по пальцам одной руки. Телевизионщики неоднократно предлагали ему участие в популярных шоу, но так и не добились от него ответа. Пелевин избегает встреч с журналистами, не дает интервью и редко появляется в общественных местах. Когда это случается, его глаза всегда скрыты за черными очками. Представители СМИ пытались организовать интервью с ним через издательства, но им сказали, что он предпочитает ответить на вопросы по электронной почте. Недавно появились слухи о том, что Виктор Пелевин на самом деле не существует, а его книги написаны литературными призраками.
Детство
Москвич Виктор Пелевин родился в столице 22 ноября 1962 года. Отец мальчика, Олег Пелевин, работал преподавателем военной кафедры МГТУ им. Баумана, а мама, Зинаида Ефремова, преподавала английский язык в школе. Изначально семья проживала в коммунальной квартире на Тверском Бульваре, но когда Виктору исполнилось десять лет, они переехали в Чертаново, южный район Москвы.
Благодаря отцовским связям, Витю приняли в престижную школу №31 в центре столицы, где углубленно изучали английский язык. В настоящее время эта школа переименована в гимназию №1520 имени Капцовых. Эту школу выбирали для обучения своих детей партийные боссы и представители высшего общества Москвы.
Вспоминая своего друга, журналист Андрей Трушин поделился, что в молодости Виктор Пелевин был невероятно внушительным. Он всегда следил за своим стилем и мог придумать удивительную историю, объединяющую реальность, абсурд и фантазию. Эти отдельные элементы превращались в цельное художественное произведение, отражающее чувства Пелевина по отношению к учителям и даже к самой школе.
Несмотря на склонность к гуманитарной сфере, после окончания школы в 1979 году Виктор пошел учиться в технический вуз. Он стал студентом Московского энергетического института на факультете электронного оборудования автоматизации промышленности и транспорта. Выбор этого вуза был обдуманным — Пелевин не хотел идти в армию, считая службу равносильной тюрьме. В 1987 году он поступил в аспирантуру МЭИ, где занимался диссертацией на тему «Электропривод троллейбуса с асинхронным двигателем». Несмотря на то, что Пелевин написал научное исследование, он так и не защитил его, решив внести резкие изменения в свою биографию.
Да, в университете Пелевин встретил будущего писателя Альберта Егазарова, который помимо учебы торговал компьютерами, эксклюзивными для Москвы. Некоторые эпизоды из жизни своего нового знакомого Пелевин использовал в сюжетах своих произведений или отождествлял с собой. Например, когда Виктор заполнял анкету для журнала «Знамя», на страницах которого должен был выйти его первый роман «Омон Ра», он назвал себя компьютерным предпринимателем.
Альберт решил вложить деньги, заработанные на торговле компьютерами, в организацию собственного издательства. Он привлек Пелевина и еще одного человека – Виктора Куллэ, который учился на дневном отделении и был секретарем комсомола института. Позднее он станет известным литературным критиком. Куллэ смог уговорить ректора вуза выделить помещение под будущее издательство и пообещал, что там будут печататься произведения студентов Литературного института каждый год.
Так было основано издательство под названием «Миф», которым руководил Альберт Егазаров. Пелевину и Куллэ были поручены должности редакторов и заместителей по делам поэзии и прозы. Виктор решительно принялся за работу, выполнил редакторские правки трехтомного собрания сочинений Карлоса Кастанеды и подготовил его к печати.
Литература
В начале 1990-х годов произведения Виктора Пелевина начали печатать серьезные литературные издательства. В 1991 году молодой писатель представил свой первый роман под названием «Омон Ра» в редакцию журнала «Знамя». Редакция благосклонно отнеслась к этому неизвестному автору и опубликовала его произведение. Весной 1992 года в том же журнале вышел еще один роман Пелевина – «Жизнь насекомых». Герои этой книги легко узнавались как типичные представители общества в переходный период. Этот роман принес первую награду автору – премию журнала «Знамя». Через год Виктор выпустил сборник рассказов под названием «Синий фонарь». И после этого неизвестный Виктор Пелевин получил Малую Букеровскую премию.
Тогда возник миф, будто на самом деле писатель Виктор Пелевин не существует, а на его место пришла цепочка экранных сообщений. Такое мнение высказал Александр Вяльцев, который резко критиковал работы Пелевина, написав о них разрушительную статью под названием «Заратустры и мессершмидты».
В 1996 году на страницах журнала «Знамя» появился новый роман Пелевина, который назвали «первым дзен-буддистским романом» — «Чапаев и пустота». Книгу удостоили литературной премии «Странник», а через пять лет она была включена в список претендентов на Дублинскую литературную премию.
В 1999 году Пелевин стал настоящим знаменитостью. Это произошло после выхода его знаменитого романа «Generation «П», благодаря которому писателю был присвоен особый статус в русской литературе. Главные герои этой книги – люди, которые пережили крах эпохи, когда распалась огромная страна под названием СССР, когда никто уже не ценил старые ценности.
Данный литературный произведение относится к постмодернизму, в нем реальные события удивительным образом переплетаются с вымышленными образами, создавая своеобразный театр абсурда. Самому автору было непонятно, как ему удалось создать произведение в стиле постмодернизма, учитывая, что до этого в стране существовал только советский реализм. Жизнь героев романа в значительной мере зависит от наркотических средств, которые не раз используются автором как движущая сила сюжета.
В 2004 году писатель выпустил свой шестой роман под названием «Священная книга оборотня». Главными героями являются лиса-оборотень А Хули и ее возлюбленный волк-оборотень – Александр Серый, генерал-лейтенант ФСБ. Сюжет данного романа тесно переплетается с другими произведениями автора – рассказом «Принц Госплана» и романом «Generation «П».
Через три года в издательстве «Эксмо» был выпущен свежий роман от писателя с простым названием «t». В этой книге слились русская история с восточным мистицизмом, где граф «t» (то есть Толстой) отправляется в Оптину Пустынь. В 2011 году Пелевин порадовал своих поклонников постапокалиптическим романом S.N.U.F.F. За эту книгу писатель был удостоен премии «Электронная книга».
В 2013 году Пелевин создал произведение под названием «Бэтман Аполло», а через год вышла новая книга – «Любовь к трем цукербринам». После этого был опубликован роман под названием «Смотритель», в котором Виктор включает сюжет императора Павла I. Под воздействием алхимии император попадает в другой мир, где учитель выступает его проводником.
В 2016 году автор представил свою новую книгу, роман «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами», написанный из четырех частей. В этом произведении Пелевин также сочетает обыденную жизнь семьи Можайских с фантастическими элементами.
Через 12 месяцев выходит новый роман Виктора, уже пятнадцатый в его творчестве – «iPhuck 10». В этот раз главным героем стал цифровой алгоритм с именем Порфирий Петрович. Этот программный продукт не только разгадывает преступления, но и находит время для творчества. За эту книгу Пелевин получил престижную премию Андрея Белого. Журнал «Форбс» провел рейтинг самых продаваемых книг, и оказалось, что роман Виктора занял лидирующие позиции, а имя писателя оказалось рядом с такими известными литераторами, как Дина Рубина, Татьяна Устинова, Джоджо Мойес и Пол Хокинс.
Виктор Пелевин оказался очень продуктивным автором. Ежегодно выходил его новый роман. Не стал исключением и 2018 год, когда писатель порадовал новым произведением – романом «Тайные виды на гору Фудзи». Эта работа – гармоничное переплетение тонкой иронии, блестящей сатиры, невероятного гротеска. Сюжет о богатом бизнесмене Федоре, пресытившемся жизнью. В один из дней он встречает молодого человека по имени Дамиан, торговца счастьем для богатых людей.
Личная жизнь
Вокруг личности писателя ходит множество слухов и легенд, и он сам приложил к этому руку. Владимир избегает встреч с журналистами, редко появляется в общественных местах, сам создал вокруг себя тайну и наслаждается уединением. Недосказанное всегда приводит к слухам, вот и о Пелевине говорят, что за него пишет не он, а целая группа творческих людей под его псевдонимом. Этот миф подтверждается не только закрытым образом жизни писателя, но и тематикой его произведений. Владимир Пелевин тщательно скрывает свою личную жизнь, но журналистам все же удалось выяснить, что у него никого нет, ни супруги, ни детей.
Долгое время Пелевин избегал социальных сетей, и только в 2017 году он решил создать страницу в Инстаграм, где он сам ведет аккаунт. За год писатель опубликовал несколько фотографий. Также Пелевин даже попросил человека, занимающегося разработкой его официального сайта, помочь ему с Инстаграмом.
Виктор увлечен буддизмом. За всю свою жизнь он посетил Южную Корею, Непал, Китай и Японию.
Виктор Пелевин сейчас
В августе 2020 года Пелевин порадовал своих читателей новым романом «Непобедимое солнце», изданным ЭКСМО. Книга состоит из 700 страниц, что не могло не обрадовать поклонников автора. Текст написан простым и легким языком, что делает его динамичным и увлекательным. Однако, как всегда, в романе присутствуют философские размышления, являющиеся визитной карточкой Пелевина.
Сюжет романа разворачивается вокруг главной героини по имени Саша, феминистки из Москвы. Время еще не наступило для глобальной пандемии, поэтому девушка спокойно отправляется в путешествие на гору Аруначала в Индии.
В ее путешествии Саша встретит разнообразных интересных персонажей и раскроет глобальную тайну. Вернувшись домой, она уже не будет той самой девушкой, которая ушла. Но о том, какие изменения произошли, лучше прочесть в самом романе.