Виктор Савин – известный деятель культуры и искусства в Коми республике. Его творчество охватывает различные жанры: поэмы, стихи, песни, фельетоны, басни. Он также сыграл важную роль в развитии коми национального театра, стоя у истоков литературного и театрального направлений в регионе.
Его поэзия часто путали с народными песнями. Строки его творений превращались в поговорки и пословицы. Виктор Савин стал первым и самым талантливым певцом в Коми крае, который ожил после Октябрьской революции. Он родился в бедной крестьянской семье, но своим талантом смог выразить все чаяния и мысли своего народа.
Он заложил основы не только коми советской прозе, поэзии и драматургии, но и коми театру, где выступал как автор, организатор и режиссер. Савин также дал начало коми музыкальному творчеству, его композиции «Однажды бывает», «Светлая звездочка», «Иду по зеленому лугу», «Весенняя ночь» пользовались популярностью на протяжении многих лет.
Детство и юность
21 ноября 1888 года в небольшой деревушке Небдино (село Трош) Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (в настоящее время это Корткеросский район Республики Коми) появился на свет Виктор Савин (Нёбдінса Виттор). Его родители — скромные крестьяне, а Виктор был самым старшим из восьми детей.
В 1895 году он поступил в Нёбдинское земское начальное училище и успешно окончил его в 1899 году. Через два года он стал учеником Деревянской школы 2-й ступени и получил документ об окончании в 1904 году. После этого началась трудовая биография будущего поэта и драматурга. Сначала его взяли помощником писаря, затем его перевели на должность писаря.
Потом Савин нашел работу дровосека и письмоводителя, после чего он недолго трудился простым рабочим на Богословском заводе. В 1910 году он уехал на Украину и устроился на должность конторщика на криворожских рудниках, где отработал семь лет.
В 1918 году он вернулся на родину, уже будучи женатым, и привез с собой большое семейство из пяти человек.
Творчество
В октябре того же года Савин присоединился к РКП(б) и был назначен секретарем в уездную Чрезвычайную комиссию. К декабрю 1918-го он уже возглавил эту комиссию. Параллельно с этим он работал в редакционной коллегии «Зырянской жизни». Через полгода, в июне 1919-го Виктор стал секретарем уездного комитета партии большевиков.
Однако партийная работа не остановила его творческий потенциал. Впоследствии он отметит, что не прекращал заниматься творчеством, и после работы в партии у него оставалось желание сочинять стихи или подбирать музыку для коми песен на балалайке. В своей автобиографии Савин отмечал, что балалайка всегда стояла возле его стола, и он часто выходил на сцену с этим инструментом.
Уникальной особенностью творчества Виктора Савина является то, что он создает музыкальное сопровождение ко всем своим произведениям. Все его лирические стихи превращаются в песни, и именно они приносят автору огромную популярность на его родине. В течение всего двух-трех лет его имя стало известно каждому жителю Коми. Его композиции исполняют повсюду — на сцене деревенского клуба, в уголке для чтения, в учебных заведениях, и на вечеринках.
Многие произведения Виктора написаны легким и понятным языком, включая поэму "Девичье горе" и "Тиюк". В 1922 году он написал поэму "Кому жить теперь весело", в которой звучит злая сатира на бывших руководителей Коми края. Незавершенная поэма "Зырянизация" также полна веселого юмора, который заряжает читателя позитивом и вызывает интерес на протяжении многих лет. В 1936 году была написана еще одна поэма — "Сыктывкар".
В 1919 году 19 февраля в газете «Зырянская жизнь» была опубликована статья о том, что 14 февраля того же года Народный дом представил постановку драмы под названием «Страшное преступление» с типичным для зырянского народа сюжетом. Автор утверждает, что написавший эту драму Нёбдiнса Виттор (Виктор Савин) смог передать всю тяжелую жизнь местных жителей. Постановку драмы оценили как характерную и приветствовали ее.
Всего Виктор Савин создал более двадцати оригинальных пьес, а также перевел на родной язык произведения Н.Гоголя, А.Островского, М.Горького, А.Чехова и других классиков русской и европейской литературы.
Самыми известными пьесами Савина стали "В раю" (1922 г.), "Неприкаянная душа" (1926 г.) и "Усть-Куломский бунт" (1928 г.).
25 января 1921 года Савин выступил с докладом на организационном собрании артистов самодеятельности. После этого было принято решение об образовании театральной труппы под названием "Группа играющих в Сыктывкарском коми театре", известной как "Сыкомтевчук". Объединение работало девять лет, до 1930 года, когда была создана профессиональная труппа театра. Таким образом, именно благодаря усилиям Виктора Савина возник коми национальный театр.
Современники указывали на его уникальный талант и многосторонность. Он с легкостью владел всем: юмористическими сценками, сатирическими миниатюрами, народными балладами, лирическими композициями и песенными сюитами. Савин оставил множество дружеских посланий и небольших поэм.
Уникальность Виктора Савина заключалась в его способности обогатить коми поэзию разговорными, живыми коми словами. Коми критик Забоев считал, что Савин отлично разбирался в народной коми поэзии, и именно это делало его поэзию уникальной. Однако это не совсем так.
Феномен поэтического слова Савина заключался в том, что он поднял уже существующие формы народной коми поэзии до нового уровня. Он умело соединил их с разговорной речью, что сделало его творчество необычным и неповторимым. Следует отметить, что Савин работал в период, когда традиции народного творчества сливались с появлением новых языковых форм в 20-е годы 20-го века.
Творчество поэта Виктора Савина оказало значительное влияние на коми литературу, особенно на те направления, которые были тесно связаны с устным народным творчеством. В отличие от И. Куратова, который предпочитал эпические формы фольклора — легенды, сказки, предания — Виктора больше интересовали песенно-поэтические традиции народной поэзии, ее юмористические корни и сказочно-фантастический сюжет.
Савин стремился показать человека как свободное существо, освобожденное от оков обыденности и конформизма, отображая нестандартные поступки, выражающие его человеческую сущность. Поэзия Савина создает удивительный мир без жестких рамок и с элементами неожиданности. В его лирике и иронично-юмористических балладах читатель может увидеть подтверждение этому. Таким образом, поэзия Виктора Алексеевича — это постоянный поиск необычного в характере всего народа.
Савин использовал иронично-юмористический стиль, который стал наиболее востребованным в коми литературе. Исследователи написали много о юморе А.Куратова, утверждая, что это было его индивидуальной особенностью, но она не получила большого внимания в коми литературе. В то время как шаловливый, яркий и веселый юмор Савина стал ключевой чертой коми литературы.
Возможно, именно поэтому комедия превратилась в «национальный» жанр коми литературы, начавшись с юмористических поступков Виктора Савина в 20-е годы. В коми литературе комедия представлена широким спектром, она не просто общественное развлечение, но часто становится глубоким философским размышлением. Г.Юшков сделал из героя Савина — Сюзю Матвея положительного персонажа, и это было неслучайно.
Поэзия Коми в XX веке сильно отсылает к творчеству Савина. Она также отличается открытостью и непосредственностью, легкостью и яркостью.
Информации о личной жизни известного писателя нет. Известно только, что в 1918 году он вернулся домой со своей пятеркой.
Информации о наличии других детей у него и о том, как складывается их судьба, нет.
Последние годы и смерть
8 октября 1937 года случилось арестовали Виктора Савина. Его обвинили в том, что он был врагом народа и буржуазным националистом. После особого совещания в НКВД СССР, которое состоялось 7 июля 1938 года, писателя отправили в лагерь. Он должен был отбывать свое наказание в Воркутлаге.
Пять лет спустя, после пребывания в этом лагере, Виктора перевели на поселение в лагпункт Прикулька рядом со станцией Итатка в Томской области. Он умер 11 августа 1943 года. Место захоронения Виктора Савина неизвестно.
На четвертый ноября 1955 года было вынесено постановление Президиума Верховного суда Коми АССР о реабилитации Виктора Савина после его смерти.
Государственный академический театр драмы в Сыктывкаре получил имя в его честь. Кроме того, в этом городе установили памятник известному писателю.
Пьесы
- «Цветок, завянувший на восходе солнца»
- «Райская история»
- «Беспокойная душа»
- «Восстание в Усть-Куломе»
- «Пармская дочь»