Виктор Талалихин – легендарный советский летчик-истребитель, который одним из первых совершил ночной воздушный таран фашистского бомбардировщика. В августе 1941 года его наградили званием Героя Советского Союза.
Каждый герой Великой Отечественной войны нес на себе нелегкую судьбу, но их всех объединяла преданность Родине и готовность отдать свою жизнь за мирное небо над головами миллионов соотечественников. Один из таких отважных смельчаков был Виктор Талалихин, который совершил знаменитый ночной таран и уничтожил вражеский бомбардировщик He 111.
Героический летчик Виктор Васильевич Талалихин совершил бессмертный подвиг во время страшной войны середины XX века. Его имя вечно останется в истории, ведь он покорил сердца всех советских граждан. Когда это произошло, Виктору было всего 23 года – возраст, когда молодые люди только начинают свой путь во взрослой жизни, заканчивают университеты, находят работу и основывают семьи. Но война изменила жизни многих молодых патриотов, и Виктор Васильевич Талалихин стал легендой.
Ранние годы
Василий появился на свет 18 сентября 1918 года в деревне Тепловка рядом с Саратовом. Он вырос в обычной семье рабочих, поэтому с ранних лет привык к физическому труду. После окончания семилетней школы в соседнем городе Вольске в 1933 году отправился в Москву, где устроился на Московский мясокомбинат.
Талалихин был типичным представителем поколения, которое жило во времена Сталина — патриотично настроенным, мечтающим о светлом будущем для своей страны. Мечтой Вити была карьера профессионального летчика, ведь в те годы советская авиация переживала период подъема. Имена выдающихся летчиков были знакомы каждому жителю СССР, и все молодые люди стремились быть такими же смелыми и отважными. Еще до начала войны оба брата Вити посвятили себя авиации, и это стало еще одним аргументом для выбора будущей профессии.
В 1935 году осенью молодой парень зарегистрировался в клубе планеризма, созданном руководством мясокомбината. В то время такие секции открывались по всей стране, особенно на крупных предприятиях. Через год через комсомол он получил возможность посетить профессиональный аэроклуб в Пролетарском районе Москвы. Прошедши месяцы подготовки, в 1937 году парень совершил свой первый самостоятельный полет на небольшом самолете У-2. В настоящее время ведутся постоянные споры о жизни в Советском Союзе, но факт остается фактом — в те времена молодые люди имели реальную возможность осуществить свою мечту и стать летчиком, разведчиком, подводником или военным конструктором. Для этого на советских предприятиях открывались специализированные клубы, и талантливые и усердные молодые люди всегда могли продолжить изучать свое любимое дело уже в профессиональных организациях.
В период с 1937 по 1938 год Виктор получал образование в Борисоглебской военной авиационной школе. Здесь обучались будущие летчики-истребители, бомбардировщики и разведчики, после окончания школы вступавшие в Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот. Школу также называли «школой Чкалова», потому что легендарный Валерий Павлович был одним из выпускников. В 1938 году школу официально переименовали в военное училище имени Валерия Чкалова.
Борисоглебская школа была закончена Талалихиным, специализирующимся на летчике-истребителе, и он был удостоен звания младшего лейтенанта. Молодого человека направили в Московский военный округ, где он был назначен младшим летчиком в 27-м истребительном полку Военно-воздушных сил. В то время Талалихин был поручен управлять самолетом И-153. Первый боевой опыт парень приобрел на Карельском перешейке, куда его подразделение было переброшено для участия в советско-финской войне.
По официальным данным, во время войны Талалихин совершил 47 боевых вылетов и сбил три финских самолета, за что был награжден Орденом Красной Звезды. Однако некоторые источники подвергают этот факт сомнению, утверждая, что его эскадрилья не участвовала в сражениях с финнами, а авиация противника даже отсутствовала на ее участке фронта. Вместо этого боевые вылеты были направлены на штурм огневых точек врага, но в любом случае советские летчики защитили отряды НКВД.
Великая Отечественная война
Преди Втората световна война Виктор завърши курсове за командири на летните ескадрили, след което получи поста командир на групата от ескадрилата 177-ми истребители. Когато на 22 юни 1941 година беше обявено нападението на немските войски, младши лейтенант Талалихин беше изцяло готов за боеви действия срещу захватниците.
Съвременниците на Виктор го описваха като спокоен и разсъдлив млад мъж, в когото се усещаше определена насоченост към важни постъпки. В същото време той никога не декларираше нито военност, нито жажда за велики подвизи. Той просто живееше и вършеше работата си, опитвайки се винаги да постъпва в съответствие със съвестта си. Много познати на летеца отбелязаха, че не бяха изненадани, когато научиха за извършения от него подвиг.
Интересно, что такой прием, как воздушный таран, впервые был применен русскими летчиками. Начало этим героическим действиям в небе положил знаменитый летчик, штабс-капитан Петр Нестеров. Осенью 1914 года, воюя под Львовом, он столкнулся с австрийским самолетом, управляемым опытными пилотами Фридрихом фон Розенталем и Францем Малиной. В этом бою Нестеров погиб, но его имя навсегда осталось в истории русской военной авиации.
Еще один летчик, известный ночным тараном, — интернационалист Евгений Степанов, также известный как Эву Хеньо. В составе авиаполка испанских республиканцев он совершил таран итальянского самолета SM-81. После маневра Евгений успел катапультироваться, что спасло ему жизнь.
В первые месяцы Великой Отечественной войны советский летчик-истребитель И. Иванов атаковал вражеский самолет над Дубно, рядом с аэродромом Млынов. Совершив таран, Иван погиб, но был посмертно награжден званием Героя Советского Союза. В первые дни войны русские летчики совершили несколько дневных и ночных воздушных таранов. Один из них был совершен младшим лейтенантом авиации Л. Бутериным, атаковавшим вражеский самолет над Ивано-Франковском (тогда Станислав). Еще один подвиг совершил неизвестный летчик, который протаранил немецкий самолет «Мессер» на своем У-2, уничтожив вражескую машину. За время войны советские летчики провели более полуторы тысячи воздушных таранов, два десятка из которых были совершены в первый день боевых действий. Это позволило одолеть врага, считавшего себя непобедимым в воздухе.
В ночь с 6 на 7 августа 1941 года полк Талалихина был поднят по тревоге, чтобы перехватить вражеские истребители в небе. Советские боевые машины, включая И-16 под управлением Виктора, поднялись на перехват. Немецкие самолеты направлялись в сторону Москвы, в самое сердце страны.
Над деревнями Щеглятьево и Добрынихой столкнулись в воздухе немецкий бомбардировщик He-111, управляемый лейтенантом Ташнером, и советский летчик Виктор. В ходе догонялись вражеского самолета, Талалихин прицелился и открыл огонь, но Ташнер смог избежать попаданий. Немец пытался уйти от советского летчика, но Виктору удалось нанести удар по правому двигателю противника только со третьей попытки. He-111 продолжал свой полет, несмотря на полученные повреждения. Израсходовав все боеприпасы, Виктор пытался выкрутиться из положения, но не осталось другого выхода, кроме как попытаться столкнуться с вражеским самолетом. Немец все еще стрелял по И-16, причинив советскому летчику легкое ранение. Тем не менее, Виктору удалось подойти к немецкому бомбардировщику сзади и ударить винтом по его машине. He-111 был уничтожен, Талалихин успел катапультироваться.
В резком витке героический летчик потерял управление и совершил крушение в озеро, но благодаря удачному стечению обстоятельств местные жители услышали крики о помощи и спасли его. Оказав первую помощь, селяне отвели раненого летчика в деревню Степыгино, где ему оказали необходимую медицинскую помощь. Вскоре Талалихин смог вернуться в свою часть и рассказал о происшедшем. После этого его подвиг был доложен руководству полка, а затем и вышестоящему военному руководству, что послужило основанием для награждения его званием Героя Советского Союза.
Церемония награждения героического летчика состоялась 2 сентября 1941 года в Кремле. Вместе с званием Виктору Талалихину была вручена медаль «Золотая звезда» и орден Ленина. Необычайно, что самолет, который был потерян Талалихиным, нашли только через 73 года после событий тарана.
После награждения Виктор вернулся в свою часть и продолжил служить, получив должность заместителя руководителя эскадрильи. Позже командира ранили, и его обязанности передали молодому герою.
Виктор Васильевич провел еще несколько успешных авиационных операций. К сожалению, жизнь большинства пилотов в первые годы Великой Отечественной войны была очень короткой. По статистике, летчики-истребители погибали после 5-6 боевых вылетов, а штурмовики – после десяти. Каждый третий таран означал неминуемую гибель, особенно в ночное время. Каждого пилота, решившегося на столь опасный шаг, можно назвать героем без преувеличения.
Смерть и память
Виктор Талалихин погиб 27 октября 1941 года во время авиационных боев в окрестностях Подольска. Через три года после окончания войны Талалихин был включен в состав первой эскадрильи 177 полка авиации. Как и многие известные летчики, Виктор стал частью пантеона героев СССР.
В честь легендарного летчика-истребителя был назван городок в Подмосковье, множество улиц по всей стране, технологический колледж в столице, несколько школ. Могила молодого героя находится на Новодевичьем кладбище Москвы.
- Музей боевой авиации имени Виктора Талалихина в Домодедово
- Село Талалихино возле города Чехов МО
- Городок Домодедовского района неподалеку от места крушения самолета.
- Памятник возле школы № 1 г. Вольска, где обучался Талалихин
- Скульптура в столице России
- Памятник в родном городе
- Доска памяти в ближайшем аэропорту
- Стела в поселке, названном в честь героя