Виктор Васнецов был известным русским художником и архитектором. Он стал основоположником «неорусского стиля», который объединил исторические темы, романтические вдохновения, фольклор и символизм.
Отношение русской публики к Виктору Васнецову всегда было противоречивым. Одни считали его выдающимся художником, другие — просто малярным мастером. Бывали времена, когда работы художника не пользовались спросом, но позже всё изменилось, и его стали считать непревзойденным гением, не признать которого просто неприлично. Творчество Васнецова очень разнообразно: одни любуются его работами, другие находят в них недостатки. Художник запечатлел на своих полотнах подлинную русскую красоту, он понял, что нужно искать не в академических школах, а в природе, близкой и родной русскому человеку.
Детство и юность
15 мая 1848 года в деревне Лопьял Вятской губернии родился Виктор Васнецов. Его отец, Михаил Васнецов, был священником и занимался воспитанием шестерых детей. Он стремился дать им обширные знания не только в религии, но и в других областях, включая науку. Однако Виктор мало интересовали наука и религия, он предпочитал слушать местные поверья, легенды и сказания, которыми была богата вятская земля. Мальчик больше любил слушать сказки, чем изучать различные науки.
С самого детства Витя проявил склонность к рисованию, и его талант был очевиден. Однако финансовое положение семьи Васнецовых не позволяло отправить его учиться в художественную школу. Вместо того чтобы развивать свое искусство, Виктор был вынужден в 1858 году поступить учиться в Вятское духовное училище. Обучение в этом заведении было бесплатным для сына священника.
Творчество
Иван Васнецов получил диплом Академии в 1873 году, но его творческий путь начался намного раньше этого. Свои первые произведения он представил на выставке Академии художеств в 1869 году, а затем, став членом Товарищества передвижных художественных выставок, принимал участие в их организуемых выставках.
Творчество известного художника можно разделить на две части. Сначала он был связан социально-критическим жанром, его героями были обедневшие старики на холсте «С квартиры на квартиру» или мещане на картине «Преферанс», живущие скучной жизнью. Картины Васнецова того времени напоминают творчество Достоевского, они полны иронии и одновременно сострадания.
К концу XIX века работа художника перешла ко второму этапу, так как общество стало больше интересоваться «преданиями старины глубокой». Особенностью этого времени стало сочетание истории и фольклора. Картины Васнецова вызывали отклик в самых глубоких уголках каждой русской души.
В данном периоде своего художественного творчества Васнецов создал «Витязь на распутье», «Гусляров», «Ивана-Царевича на Сером Волке», «Алёнушку» и «Трех богатырей». Последнее полотно с изображением Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича стало визитной карточкой великого художника Васнецова.
Современники Васнецова, поклонники его творчества, считали этот период его работы началом нового «русского стиля». Художник внес значительный вклад в сценографию, став автором непревзойденных эскизов декораций и костюмов для героев оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Особо хочется отметить декорации, изображающие царские палаты Берендея.
Помимо «Снегурочки», Васнецов занимался декорированием сцены для постановки пьесы «Чародейка» Шпажинского и оперы «Русалка» Даргомыжского. Даже в настоящее время в театрах подводные пейзажи «Русалки» изображают с учетом созданных ими декораций.
В Историческом музее до сих пор можно увидеть живописный фриз «Каменный век», который по-прежнему вызывает восхищение у посетителей. Коллеги художника высоко оценили эту работу мастера, выполненную в 1883-1885 годах.
Спустя некоторое время Васнецова заинтересовала религиозная тематика. Художник принял участие в расписании Спасо-Преображенского храма в центре Москвы. Его творчество также представлено в стенах Собора Василия Блаженного на Красной площади. Вместе с другими мастерами Васнецов работал над декорацией Андреевского собора в Киеве.
На протяжении десяти лет художник участвовал в декорировании Киевского Печерского монастыря. Этот труд потребовал от Васнецова максимальной преданности. В 1880-1890-х годах художник и его ученики украсили три тысячи квадратных метров стен этого монастыря. В строгие византийские образцы художник сумел внести поэтические, лирические мотивы, сказочные элементы, придающие росписи более нежное впечатление.
Виктор Васнецов оставил свой неповторимый отпечаток не только в живописи, но и в архитектуре. Художник считал «Русским стилем» не просто копированием старинных мотивов, а заимствованием их основных принципов, использованных древнерусскими зодчими. Именно Васнецов был инициатором постройки церкви Спаса Нерукотворного на территории усадьбы Абрамцево, при строительстве которой учитывались псковско-новгородские традиции. Также на её территории была возведена сказочная беседка — «Избушка на курьих ножках».
Сам дом, в котором Васнецов жил со своей семьёй, он также спроектировал сам, хотя в этом ему помог архитектор Василий Башкиров. В настоящее время дом является музеем Васнецова, а переулок, на котором он расположен, носит имя великого художника России.
События, произошедшие в 1905 году и связанные с Кровавым воскресеньем, нашли отклик в душе выдающегося художника Васнецова. Он разделял убеждения, пропагандируемые ультраконсервативным «Союзом русского народа», и именно это вдохновило Виктора на финансирование и оформление монархических изданий.
Позднее творчество мастера пронизывает тревога, предвещающая неминуемые изменения. Под влиянием этих мыслей Васнецов создает свои «Варяги», изображающие приход на Русь Синеуса, Рюрика и Трувора, призванных новгородцами.
События Октябрьской революции 1917 года привели к тому, что активная деятельность Васнецова в художественной сфере снизилась. В основном, он занимался иллюстрацией русских сказок – «Царевна-лягушка», «Спящая красавица», «Царевна Несмеяна». Эта работа заняла его вплоть до самой смерти. Однако некоторые критики полагали, что образы, созданные Васнецовым, потеряли свою прежнюю силу. В то же время художник продолжал писать портреты, которые получили высокую оценку тех же критиков и современников мастера.
Личная жизнь
Александра Рязанцева, за которую вышел замуж Виктор Васнецов, родилась в большой купеческой семье в Вятке. Ее родители обеспечили девушку хорошим образованием: она училась в вятской гимназии и затем поступила на первые женские врачебные курсы в петербургской медико-хирургической академии. В 1878 году влюбленные поженились, и их семейный союз продержался более пятидесяти лет. В их семье царила любовь и взаимопонимание, и Виктор был счастлив в личной жизни. Его жена родила пятерых детей: дочь Татьяну и сыновей Бориса, Алексея, Михаила и Владимира.
Братом Виктора Васнецова был Аполлинарий, который также сделался известным художником. В музее, открытом в деревне Рябово Вятской губернии (ныне Кировская область), где семья Васнецовых проживала более двадцати лет, посвящена памяти обоих братьев-художников.
Смерть
23 июля 1926 года на 78-м году жизни ушел из жизни Виктор Васнецов. Причиной смерти стал инфаркт, который произошел в мастерской художника в столице.
Владимир Васнецов был похоронен на Лазаревском кладбище и после его уничтожения, его прах был перенесен на Введенское кладбище, что стало его окончательным местом покоя.
Интересные факты
- В 1912 году Виктор Васнецов и все его «падающее потомство» были удостоены «дворянского звания Российской империи».
- Компания «Аэрофлот» назвала один из своих самолетов, а именно «Airbus A320», именем великого художника.
- К 150-летию со дня рождения Васнецова Банк России выпустил в 1998 году две серебряные монеты номиналом 2 рубля.
- Живописные произведения Васнецова, а также его портрет, украшали почтовые марки СССР, а затем и России. В 1998 году были выпущены купон и две марки, на которых изображены картины Васнецова — «Самопортрет», написанный им в 1873 году, «Битва славян с кочевниками» 1881 года и «Иван-Царевич на Сером Волке», датированная 1889 годом.