Возможно, нет ни одного жителя нашей обширной страны, кто бы не слышал о талантливом актере Вячеславе Тихонове. Он известен всем. Даже те, кто не видел все его фильмы, наверняка знаком с его легендарным образом Штирлица. Из простого парня он превратился в любимца народа, самого знаменитого артиста СССР и России. Его видели как секс-символ прошлого века и образец настоящей мужской красоты.
В фильмографии Вячеслава Тихонова много работ, которые стали интересными страницами в истории кино. Первую славу актеру принесла лента с названием «Молодая гвардия», а всенародную любовь он завоевал после выхода фильма «Семнадцать мгновений весны».
Детство
08.02.1928 года в Павловском посаде под Москвой появился на свет Вячеслав Тихонов. Его семья была обычной — отец Василий Романович работал механиком на местной ткацкой фабрике, а мать Валентина Вячеславовна была воспитательницей в фабричном детском саду. В их доме, где также жили дедушка и бабушка, было очень тепло и уютно.
Слава любил учиться в школе, ему легко давалась учеба, особенно математика, история и физика. В те времена мальчишки часто делали татуировки, и Вячеслав не смог удержаться. На его руке с детства была надпись «Слава», которая взрослой жизни начала мешать. Постоянно приходилось прятать татуировку, чтобы не попасть в неподходящий момент.
Детство мальчика закончилось в 13 лет, когда началась война в 1941 году. В школе организовали госпиталь для раненых с фронта, поэтому пришлось продолжать обучение в ремесленном училище.
Слава пошел учиться на токаря вместе с друзьями. После окончания учебы Тихонов нашел работу на военном заводе и стал работать за токарным станком с раннего утра до позднего вечера. Парень осознал, что это его вклад в победу на фронте.
У Вячеслава было очень мало свободного времени из-за работы на заводе. Но в те редкие часы, когда не нужно было идти на смену, он старался провести в кинотеатре «Вулкан», который находился недалеко от его дома. Программа там всегда была полна исключительно героических фильмов, и что еще нужно было мальчишкам его поколения. Он восхищался Чапаевым в исполнении актера Бориса Бабочкина, а также талантливым воплощением на экране Николаем Черкасовым Александра Невского. Любимыми актерами молодого Славы были Михаил Жаров и Петр Алейников.
Юность
У Тихонова была тайная мечта, которую не разглашали даже его родители. Он мечтал о карьере киноактера, в то время как его семья надеялась, что он станет инженером или агрономом. Под влиянием мнения своих близких, Вячеслав поступает в 1944 году в Автомеханический институт, чтобы пройти подготовительные курсы.
В следующем году парень все же решился попробовать счастье и подал документы во Всероссийский государственный институт кинематографии. Он не смог поступить на общих основаниях из-за того, что ему сказали, что его внешность не подходит для кино. Однако, удача улыбнулась талантливому абитуриенту, и после завершения экзаменов его приняли в мастерскую профессора Б.Бибикова. Именно он увидел уникальный талант в Тихонове и взял его под свое крыло. Как оказалось впоследствии, профессор был прав — Вячеслав стал великим артистом.
В 1948 году Сергей Герасимов, кинорежиссер, пригласил Георгия Тихонова, к тому времени еще студента третьего курса, для участия в съемках фильма «Молодая гвардия». Он предложил молодому актеру сыграть роль Володи Осьмухина. Эта роль принесла Вячеславу первую славу, его заметили, и стали предлагать участие в других фильмах.
В 1950 году актер окончил ВГИК и сразу же снялся в фильме "Мирные дни" режиссера В.Брауна. После премьеры этого фильма режиссеры начали серьезно интересоваться молодым актером, и предложений стало больше.
В этом же 1950 году Тихонов присоединился к труппе Театра киноактера и впервые вышел на его сцену. Актер отдал семь лет своей творческой биографии этому театру. В 1957 году он получил постоянную работу на киностудии им. Горького и пришлось распрощаться с театром, чтобы добиться успеха на кинематографическом поприще.
В том же 1957 году Тихонов снялся в фильме "Дело было в Пенькове" режиссера С.Ростоцкого, где играл роль тракториста Морозова. После показа этого фильма актер почувствовал народное признание.
В 1958 году ему была предложена главная роль в фильме «Необычный случай», снятом режиссером В.Ивченко. Вячеслав исполнил персонажа Райского – веселого моряка из Одессы, который отважно сражается с захватчиками своего корабля.
В период с 1959 по 1963 годы Вячеслав Тихонов был востребован как актер, и за это время было снято шесть фильмов с его участием. Одним из них был фильм с названием «Жажда», в котором актер сыграл роль разведчика, действующего в глубоком немецком тылу. Эта работа стала своеобразной репетицией, так как Вячеслав впервые одел немецкую форму и сыграл роль советского агента.
Вторая половина 60-х годов стала золотым периодом в карьере актера Тихонова, когда он достиг вершин актерского мастерства. Ему доверили роль князя Болконского в фильме «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука. Эту возможность Тихонов получил благодаря поддержке Е.Фурцевой, которая занимала в то время пост министра культуры и выступала за актера. В своих воспоминаниях Тихонов признавал, что роль эта была для него трудной, после съемок он ощущал полное истощение. Ему приходилось находить гармонию с персонажем, хотя многие его черты оставались непонятными и даже чуждыми самому Вячеславу.
Зрителям запомнился еще один персонаж, исполненный актером Вячеславом Тихоновым. В фильме «Доживем до понедельника», снятом С.Ростоцким, он сыграл роль учителя истории Мельникова. В этой картине он продемонстрировал образ скромного, честного и порядочного педагога, который может найти общий язык со своими учениками. Вместе с Тихоновым в этом фильме снялись Ирина Печерникова, Ольга Остроумова, Игорь Старыгин, и О.Жизнева.
Карьера Тихонова стремительно развивалась, и ему предлагали участвовать в различных проектах. В конце 60-х годов актер снялся в таких фильмах, как «Карусель», «Они сражались за Родину» и «Семнадцать мгновений весны». Его роли были разнообразными, но актер смог найти нужный подход к каждой из них, и на экране он выглядел очень органично.
В фильме «Карусель» состав актеров был действительно звездным. Зрители могли увидеть Жанну Болотову, Владимира Басова, Евгения Леонова и Л.Куравлева. Следующая встреча Тихонова с актрисой Ж.Болотовой произошла в телеспектакле «Размазня», снятом по произведению Чехова.
После показа «Семнадцати мгновений весны» на актера обрушилась невиданная слава. Тихонов стал настолько известен, что его персонажа Штирлица знали даже дети. Съемки длились с 1969 по 1972 год, и фильм должен был выйти к Дню Победы, однако из-за политических причин увидел свет только 11 августа 1973 года. Все двенадцать серий держали зрителя в напряжении от начала до конца.
Этот фильм стал наиболее знаменитым в карьере великого артиста. Его узнавали на улице, просили автографы и называли не иначе, как Штирлиц. Вячеслав отвечал очень сдержанно, ему не нравилась эта ассоциация с образом. Фильм был показан за рубежом, где всю съемочную группу пригласили вместе с режиссером Т.Лиозновой. Тихонову заплатили гонорар в размере 5500 рублей за эту роль и затем не добавили ничего, несмотря на рекордные сборы.
В 2009-м году было принято решение окрасить фильм «Семнадцать мгновений весны», на что Тихонов отреагировал очень категорично, заявив, что он никоим образом не связан с этим изменением. Фильм задумывался как черно-белая лента и не требовал никаких окрасок.
После выхода фильма на экраны, популярностью стали наслаждаться не только Тихонов, но и Леонид Броневой, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Екатерина Градова, Валентин Лановой.
Еще одно замечательное произведение в творчестве актера – это фильм «Белый Бим, Черное Ухо» того же режиссера Станислава Ростоцкого, выпущенный в 1977 году. В этом фильме Тихонову досталась роль писателя.
У великих людей творческая биография не всегда бывает безупречной. То, что раньше считалось достоинством, может стать недостатком. Актер Вячеслав Тихонов столкнулся с этим. Его необычная внешность помогла ему воплотить в жизнь множество персонажей с "аристократическими" корнями. Однако именно эта внешность была неуместной для советского человека по мнению идеологов СССР.
Поэтому, чтобы продолжать работать в кино и получать новые роли, актеру приходилось постоянно доказывать свой профессионализм и свою принадлежность к русскому народу.
В 1978 году к его творческой биографии добавилась комедийная работа в фильме "По улицам комод водили" режиссера М. Гевина, где он сыграл роль владельца комода.
В конце 70-х годов Тихонову было поручено читать текст к документальному фильму «Малая земля» по просьбе Леонида Ильича Брежнева, созданному по его мемуарам. Он читал заключительную часть под названием «Воспоминания» во время прощания с Брежневым 11 ноября 1982 года.
С 1989 по 2009 годы Тихонов занимал должность художественного руководителя в ТПС «Актер кино».
В конце 80-х годах вышел фильм, в котором сыграл Вячеслав Тихонов – «Любовь с привилегиями». Сюжет разворачивается в период перестройки. Персонаж Тихонова – пенсионер Кожемякин, ранее занимавший высокий пост в правительстве. Он приехал отдохнуть в закрытый санаторий и встретил женщину (Любовь Полищук), которой предложил стать его женой. В кульминационный момент фильма стало раскрытие того, чем занимался Кожемякин в годы сталинских репрессий и как его действия отразились на отце своей новой жены.
Художник Тихонов не мог найти общий язык с настоящим временем, и отказался от проведения мастерской в своем родном ВГИКе. Это был наиболее застойный период в его карьере, он участвовал в очень небольшом количестве фильмов и играл в основном второстепенные роли. Тихонов согласился сняться в фильме "Утомленные солнцем" по предложению режиссера Никиты Михалкова.
После этого последовали работы в "Зал ожидания" и "Берлинский экспресс". Но для Тихонова работа перестала быть источником творчества и удовольствия. Актер находился в полном дискомфорте, продолжал отказываться от работы, не желая играть роль шулера, коррупционного депутата или пьяницы-генерала.
В 1998 году режиссер Сергей Урсуляк решил снять фильм о людях старого поколения, которые не могли принять перемен в обществе. Название фильма было «Сочинение к Дню победы», и в нем снялись Олег Ефремов и Михаил Ульянов наряду с Тихоновым. Фильм рассказывал историю ветеранов Великой Отечественной войны, которые не могли примириться с изменениями в своей стране и улетели на самолете. Роль Тихонова была своеобразным протестом против новой эпохи и новых ценностей.
Одним из ярких творений великого мастера сцены был фильм «Бесы», где он сыграл Тихона. И последней работой Тихонова стала его роль в кинокартина «Андерсен. Жизнь без любви» режиссера Эльдара Рязанова, где Вячеслав Тихонов воплотил образ Бога.
Все те, кто знаком с Вячеславом Тихоновым, отмечают, что он был настоящим профессионалом, выдающимся и ярким человеком. У него было множество наград и премий от правительства, в том числе звание Народного артиста СССР и Героя соцтруда, а также ордена и медали. Но несмотря на все это, он оставался скромным и человечным, без звездных амбиций.
После его смерти режиссер С. Ростоцкий, близкий друг Тихонова, снял документальный фильм «Профессия – киноактер», посвященный памяти великого артиста. Герои Тихонова служили примером для многих поколений парней, их обожали, ими восхищались и старались быть похожими на них.
Тихонов провел остаток своей жизни в относительном одиночестве на своей даче, находящейся на Николиной горе. Он не любил шумные компании, избегал встреч с журналистами и почти нигде не появлялся. За свой уединенный образ жизни Тихонов был назван «великим отшельником». К тому времени все его друзья уже ушли из жизни, и единственным "другом" актера стал телевизор, где он смотрел старые добрые фильмы и вспоминал о днях, проведенных в прошлом.
Всегда Вячеслав Тихонов оставался скрытным по поводу своей личной жизни. Ему было важно, чтобы семейные события не становились предметом сплетен и слухов. Однако настырные журналисты сумели найти информацию о всех женщинах, чья роль была судьбоносной для артиста.
Впервые Тихонов влюбился в свою одноклассницу Юлию Российскую. Они провели вместе три близких года, а затем остались друзьями на всю жизнь.
В 1950 году Тихонов вступил в брак впервые. Его избранницей стала Нонна Мордюкова, с которой он учился во ВГИКе. Они прожили вместе 13 лет, и в 1950 году у них родился сын Владимир. Он умер в возрасте сорока лет от злоупотребления наркотиками и алкоголем.
Их развод прошел тихо и без скандалов. Некоторые источники утверждают, что причиной стало измена жены, другие же говорят об измене мужа. Ходили слухи о романе Тихонова с актрисой Дзидрой Ритенбергс, но этим отношениям не суждено было стать серьезными.
Во второй раз Вячеслав Тихонов вступил в брак с женщиной по имени Тамара, которая занималась переводческой деятельностью и дублированием фильмов французских режиссеров под названием «Мужчина и женщина». Их союз просуществовал более 40 лет. В 1969 году родилась их дочь Анна, которая также получила образование во Всероссийском государственном институте кинематографии на актерском факультете. В 2005 году Тихонов стал дедушкой близнецов Вячеслава и Георгия.
Смерть
Смерть сына, военное детство и трудности привели к тяжелым последствиям для здоровья Вячеслава Тихонова. Первый инфаркт случился у него в 2002 году, а в 2007 году актер снова был госпитализирован из-за проблем с сердцем.
В 2009 году состояние Тихонова ухудшилось, и он снова оказался в больнице. Ему сделали операцию, но его почки и легкие перестали работать. Врачи пытались спасти актера, но усилия были напрасны – 04.12.2009 года Вячеслав Тихонов ушел из жизни. Лечащий врач считал, что причиной его смерти стали одиночество и ненадлежащий уход.
Церемония прощания с выдающимся артистом прошла в Спасо-Преображенском соборе. Еще при жизни он просил быть похороненным рядом с сыном, однако его дочь приняла другое решение, и его последним приютом стало Новодевичье кладбище, недалеко от могилы Олега Янковского.
В 2013 году памятник Вячеславу Тихонову украсил монумент, созданный скульптором А.Благовестновым.
Избранная фильмография
- В 1948 году была выпущена книга "Молодая гвардия"
- В 1954 году вышла книга под названием "Об этом забывать нельзя"
- В 1959 году была издана книга "Майские звёзды"
- В 1965 году вышла книга "Герой нашего времени"
- В 1968 году была выпущена книга "Доживём до понедельника"
- В 1971 году вышла книга "Егор Булычов и другие"
- В 1973 году была издана книга "Семнадцать мгновений весны"
- В 1974 году вышла книга "Повесть о человеческом сердце"
- В 1977 году была выпущена книга "Белый Бим Чёрное ухо"
- В 1981 году вышла книга "Отпуск за свой счёт"
- В 1987 году была издана книга "Апелляция"
- В 1992 году вышла книга "Бесы"
- В 1993 году была выпущена книга "Кодекс бесчестия"
- В 1994 году вышла книга "Кодекс молчания 2: След чёрной рыбы"
- В 1998 году была издана книга "Зал ожидания"
- В 2006 году вышла книга "Андерсен. Жизнь без любви"