Великий ум, инженер и конструктор Владимир Челомей, который внес огромный вклад в разработку ракетно-космической техники, был удостоен высочайших наград. Он стал обладателем Сталинской премии, двух званий Героя Социалистического Труда, а также 5 орденов Ленина и трех Государственных премий Союза Советских Социалистических Республик.
Ранние годы
Детство Владимира было далеко не обычным. Он родился в семье Николая Челомея, учителя, в городе Седльце, недалеко от Белоруссии. Владимирова мама, Евгения, тоже была учительницей. Рождение мальчика пришлось на канун Первой мировой войны. Когда война началась, Евгения с сыном и свекровью бежали из Польши в Полтаву, на Украину, к матери. В пути возникли неприятности. Ребенка почти уронили на рельсы, когда спешили на поезд с багажом.
В Полтаве семья Челомеев прожила до 1926 года. Их соседями в доме были потомки Гоголя и Пушкина. Даже пра-праправнучка поэта, София Данилевская, учила Владимира игре на фортепиано.
В 1926 году семья Челомея переехала в Киев. Здесь Владимир закончил школу и поступил в политехнический институт. В 1934 году на базе этого учебного заведения было создано авиационное отделение. Здесь особенно проявился талант Челомея к математике и вычислениям. Уже в 1936 году вышла книга «Векторный анализ», написанная никому неизвестным студентом. За этот учебный материал способный студент получил гонорар, на который купил матери пальто для своей матери.
Студентов четвертого курса направили на практику. Одного из них, Владимира, отправили на Запорожский машиностроительный завод. В это время там начали производить новый двигатель по французской лицензии, но при запуске коленчатый вал изделия лопнул. Молодой инженер предложил свои расчеты по улучшению конструкции, и они оказались верны. Практиканта решили наградить, но он попросил лишь отдельное помещение и кусок трубы – для создания модели реактивного двигателя.
Впоследствии Челомей углубился в различные области математики и физики, особенно увлекаясь механикой. Теория колебаний стала основой для его научных исследований на многие годы.
Карьера
В 1937 году Владимир Челомей закончил институт и продолжил работу в нем, но уже в роли преподавателя. Он успешно написал и защитил кандидатскую диссертацию всего за два года. В 1940 году ему была присуждена Сталинская стипендия, в числе 50 призеров по всему СССР.
В 1941 году Владимир работал в своем родном институте и готовился к защите докторской диссертации. Его работы были высоко оценены, и он регулярно приглашался в Москву в качестве консультанта в Центральный институт авиастроения. Начало войны застало его в столице, и уехать оттуда не удалось.
Челомей продолжал работать в Центральном институте авиастроения, отказавшись от эвакуации. Здесь он самостоятельно разработал первый в СССР пульсирующий двигатель воздушно-реактивного типа для крылатых ракет. Подобные исследования велись также в Германии. Хотя двигатель Челомея успешно прошел испытания, его серийное производство не стало моментальным.
В 1944 году Владимира назначили на пост главного конструктора и директора завода №51. Основной задачей молодого и талантливого инженера было создание первой крылатой ракеты в СССР. К декабрю того же года все работы были завершены. Испытания изделия 10Х прошли успешно. Ракеты запускались с самолетов Пе-8 и Ту-2.
Помимо практических исследований, Челомей продолжал улучшать свое образование. В 1951 году он успешно защитил диссертацию и получил степень доктора наук, а также звание профессора.
К 1958 году ОКБ-52 принимало участие в конкурсе на разработку многоступенчатых межконтинентальных баллистических ракет. Победу одержало КБ Михаила Янгеля, однако проект Челомея UR-100 также был признан многообещающим.
Космическая отрасль
В 1959 году Владимир Челомей был назначен главным авиаконструктором. ОКБ-52 начал заниматься не только баллистическими ракетами, но и разработкой космических кораблей. Через два года была создана и протестирована ракета UR-500. Однако такая мощная ракета была считана невыгодной для массового производства.
Впрочем, репутация Челомея была связана с его нестрашимостью перед сложными и амбициозными задачами. Его концепции зачастую казались безумными, но ученый всегда находил решения для проблем, которые другие считали неразрешимыми. Например, он первым поверил в возможность подводной лодки стрелять без выхода на поверхность. Челомей создал крылатую ракету «Аметист», способную запускаться из глубин. Неофициально ее прозвали «Сатана», что придало ей еще более пугающий облик.
В 1962 году Челомея был принят в члены АН СССР с званием академика по отделению механики. В то время шла гонка за лунное покорение в инженерной отрасли. Владимиру Челомее пришлось конкурировать с Сергеем Королевым в области ракетостроения. У Челомея была готовая ракета УР-500, идеально подходящая для полета к Луне, а также способная вывести в космос тяжелые грузы. Но вскоре роли поменялись, и Челомее поручили разработку двигателя для пилотируемого полета вокруг Луны. Позднее эта ракета была названа «Протон» и была запущена впервые в 1965 году.
Конечно, Владимир Челомея мечтал о чем-то другом, но его создание «Протон» на долгие годы стал основным вариантом ракеты-носителя тяжелого типа. Ее использовали для исследования других планет и решения различных задач.
После создания ракеты, ОКБ Челомея принимало участие в решении других важных задач в отрасли. Здесь разрабатывали и запускали аппараты с названием «Полет», предназначенные для применения в качестве противоспутникового оружия. Под руководством Владимира Челомея начали серийное производство ракет «Протон».
К началу 70-х годов XX века ситуация в области ракетно-космической промышленности существенно усугубилась. Некоторые проекты Челомея уже не получали однозначного одобрения. Так, ему было отказано в завершении работ по тяжелому космическому кораблю. Однако другой проект оказался успешным. Серия орбитальных станций «Алмаз», после переименования в «Салют» (2, 3 и 5), стала основой для развития этой сферы в Советском Союзе. Именно на идеи Челомея опирались разработчики гражданских космических станций «Звезда», «Мир», «Салют».
Одним из последних проектов, над которым работал Владимир, был космический самолет с названием «Ураган», оснащенный ракетой-носителем «Зенит-2». Но этот проект так и не был реализован.
Также, вероятно, конструктор участвовал в разработке противокорабельных ракет различного типа и дальности. Ему приписывается работа над ракетами Р-80 и Р-100.
Личная жизнь
Владимир Челомей был женат только один раз, его личная жизнь не была заполнена событиями. Его жена, Нинель Васильевна, принесла ему двоих детей. Сын по имени Сергей, выбрал профессию инженера-испытателя в Центральном конструкторском бюро машиностроения, и прошел подготовку для становления космонавтом. Дочь по имени Евгения, не следовала научной карьере. Замужем она взяла фамилию Талызина.
В декабре 1984 года скончался Владимир Челомей, ему было 70 лет.
Его похоронили на московском Новодевичьем кладбище.