Владимир Маяковский был не только поэтом и футуристом, но и одним из наиболее выдающихся литераторов прошлого столетия. Он также известен как сценарист, драматург, режиссер, актер и художник. В течение некоторого времени он работал редактором журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ».
С самого начала своей творческой карьеры Владимир Маяковский упорно и настойчиво пытался донести свои идеи до сердец потенциальных читателей — «людей с улицы». Его первые поэтические эксперименты были связаны с борьбой за этого читателя и часто вызывали скепсис, смех и вопросы о том, для кого он пишет, если его не понимают современники. Но несмотря на критику, он все-таки сумел найти своего читателя, мечтая о котором с самого детства.
Уникальное литературное наследие Маяковского имеет огромную ценность. В его работах прослеживается ярко выраженный стиль, созданный с помощью знаменитой «лесенкой», которая стала его «фирменным знаком».
Детство
Владимир Маяковский родился 19 июля 1893 года в грузинском селе Багдати, где его отцом был лесничий Багдатского лесничества. Его отец скончался в 1906 году от заражения крови после того, как случайно проколол палец иголкой, сшивая бумаги. Этот инцидент стал причиной фобии у молодого Владимира, который страшился острых предметов из-за страха заразиться. Его бактериофобия преследовала его до конца жизни.
Мама будущего поэта называлась Александра Павленко, ее предки были казаки из Кубани. Она была родом из станицы Терновская.
Помимо Владимира, в семье росли две дочери — Людмила и Ольга. У Маяковского были также братья, но Константин умер от скарлатины в 3-летнем возрасте, а Александр умер еще младенцем.
Родители отлично владели грузинским языком и передали эти знания Владимиру. В 1902 году мальчик пошел в первый класс гимназии города Кутаиси. С детства он увлекался революционными идеями, поэтому, будучи учеником гимназии, он участвовал в демонстрациях и забастовках.
Творчество
Маяковский завел знакомство со студентами, которые серьезно увлеклись революционными идеями. В 1908 году он присоединился к РСДРП и стал активным ее пропагандистом. За два года он был арестован трижды, но освобожден из-за отсутствия улик и потому, что был несовершеннолетним.
В период следствия молодой человек демонстрировал свой буйный характер, ему было трудно находиться в заключении.
Он конфликтовал с надзирателями, и его вынуждали переводить из одной тюрьмы в другую. Таким образом, он попал в известное «Бутырку», где пробыл одиннадцать месяцев и из-за скуки начал заниматься поэзией.
Маяковский был освобожден в 1910 году, после чего он вышел из партии. В 1911 году, по совету своей давней подруги Евгении Ланг, он начал заниматься живописью. Он поступил в художественное училище, где изучал скульптуру, архитектуру и живопись. Там он познакомился с организаторами кружка футуристов под названием «Гилея». Идеи футуристов понравились Маяковскому, и он присоединился к движению кубофутуристов.
Первым напечатанным произведением молодого литератора было стихотворение, названное «Ночь». В том же 1912 году он впервые представил свои сочинения посетителям артистического подвала «Бродячая собака».
Владимир Маяковский — Ночь Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты. Бульварам и площади было необычно увидеть на зданиях синие тоги. И раньше бегущим, как желтые раны, огни обручали браслетами ноги. Толпа — пестрошерстая быстрая кошка — плыла, изгибаясь, дверями влекома; каждый хотел протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома. Я, чувствуя платья зовущие лапы, в глаза им улыбку протиснул, пугая ударами в жесть, хохотали арапы, над лбом расцветивши крыло попугая.
В 1913 году поэт опубликовал свой дебютный сборник под названием «Я», включив в него четыре стихотворения. Также в том же году он создал бунтарский стих «Нате!», который стал вызовом для буржуазии. В 1914 году Маяковский проявил себя с другой стороны, написав чувственный и красочный стих «Послушайте».
Также в 1914 году поэт заинтересовался драматургией, написав трагедию «Владимир Маяковский», которая была поставлена на сцене в театре «Луна-парк». Маяковский также выступил в роли режиссера и исполнителя главного героя этой постановки. Это произведение отражало бунтарский дух и демонстрировало тесную связь поэта с футуристами.
В 1914 году поэт сделал еще один важный шаг в своей жизни. Он выразил желание стать добровольцем, но власти отказали ему из-за его политических взглядов. Таким образом, он не попал на фронт, но вскоре опубликовал свое произведение под названием «Вам», в котором он высказал свое мнение о царской армии. Кроме того, он написал знаменитые стихотворения под названиями «Война объявлена» и «Облако в штанах».
Вам, проживающим за оргией оргию, имеющим ванную и теплый клозет! Как не стыдно вам вычитывать из столбцов газет представленные к Георгию? Знаете ли вы, бездарные, что многие люди, думающие только о том, чтобы побольше нажраться, может быть, сейчас вот-вот получат бомбой в ноги, как поручик Петров?
Он, быть может, убит вдруг, израненный, а вы как подобает измазанным в котлете губами, похотливо напеваете Северянина! Вам, любителям баб и блюд, стоит ли отдавать свою жизнь в угоду?! Я лучше буду подавать ананасную воду в баре…
В 1915 году Маяковский встречает семью Брик, и Осип с Лилией становятся ему почти как родные. В те годы его отправили служить в автомобильную школу благодаря заступничеству Максима Горького. Во время службы солдатам было запрещено издавать свои произведения, поэтому Осип выкупил у Маяковского две поэмы и опубликовал их.
Помимо своей обычной поэзии, Маяковский начал писать сатиру. В 1915 году в журнале «Новый Сатирикон» вышел цикл его произведений под названием «Гимны». В следующем году поэт выпускает крупный сборник «Простое как мычание», а в 1917 году выходит сборник «Революция. Поэтохроника».
Поэт был застал Октябрьской революцией в Смольном, где центр восстания. Маяковский принял ее от всей души, выразил свою поддержку новым властям и участвовал в первых заседаниях деятелей науки и культуры. Интересно, что Маяковский возглавил отряд, направленный арестовать генерала Секретева, руководителя автомобильной школы. Поэт проявил свою решимость, несмотря на то, что этот же генерал недавно награждал его медалью «За усердие».
С 1917 по 1918 годы Маяковский создал несколько произведений, посвященных революции – «Наш марш», «Ода революции». К первой годовщине Октябрьской революции была поставлена его пьеса «Мистерия-буфф».
В творческом наследии поэта присутствует и его работа в кинематографе. В 1919 году были выпущены три фильма, в которых Маяковский проявил свои таланты сценариста, режиссера и актера. Также в это время он сотрудничал с РОСТА и создавал агитационно-сатирические плакаты. Одновременно он публиковался в издании "Искусство коммуны".
В 1918 году поэт стал основателем группы "Комфут", которая работала в стиле коммунистического футуризма. В 1923 году Владимир организовал новую группу под названием "Левый фронт искусств" и журнал "ЛЕФ".
В 1923-1924 годы, выдающийся поэт создает свои наиболее яркие и запоминающиеся произведения – «Про это», «Владимир Ильич Ленин», «Севастополь-Ялта». Когда поэма «Владимир Ильич Ленин» была исполнена самим поэтом на сцене Большого театра, Иосиф Сталин, присутствовавший в зале, аплодировал ему.
Овации продолжались целых двадцать минут. Самым творческим периодом для Маяковского были годы революции и гражданской войны, о чем он пишет в своей поэме «Хорошо!», опубликованной в 1927 году.
Владимир провел много времени в путешествиях, особенно в период с 1922 по 1924 годы. За это время он посетил Латвию, Францию, Германию и описал свои впечатления в своих произведениях. В 1925 году поэт посетил США, где путешествовал по различным городам.
В 20-е годы Маяковский стал ярым противником Есенина, который поддерживал имажистов и был противником футуризма. В своей поэзии Маяковский воспевал город и революцию, в то время как Есенин писал о прелестях деревенской жизни.
Несмотря на это, Маяковский не отрицал талант Есенина, хотя и критиковал его консервативные взгляды и любовь к алкоголю. Несмотря на то, что они казались непримиримыми противниками, у них было много общего — оба имели вспыльчивую и ранимую натуру, искали смысл жизни и переживали отчаяние. Они оба обращались к теме самоубийства, которая часто проскальзывала в их произведениях.
В конце 1920-х годов поэт снова взялся за написание драматических произведений. В 1928 году была представлена пьеса «Клоп», а через год вышла еще одна – «Баня». Обе пьесы были созданы для театра Мейерхольда. Автор сумел искусно соединить отображение современной реальности и ближайшего будущего.
Согласно Мейерхольду, Маяковский был такой же великий, как Мольер, однако мнение критиков было совершенно противоположным. «Клопа» были раскритикованы за художественные ошибки, а «Баню» разгромили в идейном плане. Газеты были полны оскорбительных статей и заголовков, призывающих уничтожить маяковщину. В 1930 году коллеги встали на защиту Маяковского. Теперь его считали не пролетарским писателем, а лишь «попутчиком». Но поэт не обращал внимания на критику и весной, в качестве подведения итогов своей работы, организовал выставку под названием «20 лет работы».
Выставка представляла всё, что поэт достиг за годы своего творчества, все его усилия и результаты, но она оказалась полной разочарованием. Ни одного коллеги, ни одного партийного чиновника не было среди посетителей. Удар был очень болезненным и оставил в душе Маяковского незаживающую рану.
Личная жизнь
В 1915 году появилась в жизни Маяковского Лиля Брик, которая стала его навсегда. В то время он был увлечен Эльзой Триоль, сестрой Лили, которая познакомила его с семьей Брик. В доме Бриков Владимир прочитал свое произведение — поэму «Облако в штанах», посвятив ее Лиле. В 1914 Маяковский был влюблен в скульптора Марию Денисову, которая стала прототипом героини его произведения.
После этого между Маяковским и Лилей начался роман. Осип Брик делал вид, что не обращает на это внимания. Поэт считал Лилу своей музой, ей были посвящены его самые трогательные произведения. Его бесконечная любовь к этой женщине проникала через стихи «Человек», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Ко всему».
В 1918 году на экранах мирового кино появился фильм "Закованная фильмом", где главные роли исполнили Владимир и Лиля. С того же периода началось совместное проживание Маяковского и семьи Брик. Они часто переезжали, но всегда оставались вместе. Поэт часто брал на себя обеспечение всей семьи, из каждой зарубежной поездки принося любимой роскошные подарки, такие как автомобиль марки Рено.
Это была некая маниакальная привязанность, хотя иногда в личной жизни поэта появлялись и другие женщины, от которых есть даже дети. В 1920 году возлюбленной Маяковского стала Лилия Лавинская, от которой спустя год у него родился сын Глеб-Никита. Маяковский скончался в 1986 году.
В 1926 году в судьбе Маяковского появилась российская эмигрантка Элли Джонс, которая стала матерью его дочери Елены-Патрисии. Дочь поэта скончалась в 2016 году. Позже влюбленными Маяковского были Софья Шамардина и Наталья Брюханенко. Во время поездки в Париж поэт встретил эмигрантку Татьяну Яковлеву.
Между ними возникли сильные чувства, которые с каждым днем становились все более крепкими и должны были стать чем-то серьезным и долговременным. Маяковский пригласил любимую в Москву, но она категорически отказалась. В 1929 году он решил сам отправиться во Францию, но так и не смог получить визу.
Последней любовью великого поэта считается Вероника Полонская, 21-летняя замужняя актриса. Маяковский требовал, чтобы она оставила мужа, однако девушка не хотела так резко менять свою жизнь из-за опасений по поводу импульсивности, противоречивости и непостоянства своего любимого.
Именно сложности в отношениях привели к тому, что поэт решился на отчаятный шаг. В последний раз Маяковский упрашивал ее не идти на репетицию, но Вероника настояла на своем и ушла. Момент, когда за ней закрылась дверь, был сопровожден звуком выстрела. После этого Вероника оказалась последним человеком, кто видел поэта живым. На похоронах ее не было, так как она опасалась гнева родных, считавших ее виновницей гибели поэта.
Смерть
В 1930 году Маяковский начал часто заболевать. У него возникла еще одна фобия — он очень боялся потерять голос, так как без него он не смог бы продолжать свои выступления. В личной жизни также наступили тяжелые времена. Он старался изо всех сил создать свое собственное счастье, но оставался безотрадно один. Семья Бриков уехала за границу, а временные романы не смогли заполнить пустоту, которая образовалась после их ухода.
Кроме того, поэт тяжело переживал непонимание со стороны коллег и нападки критиков, которые поступали со всех сторон. Все это привело к тому, что тонкая душевная природа поэта просто не выдержала. 14 апреля 1930 года прогремел смертельный выстрел в его грудь, приведший к мгновенной смерти.
После смерти поэта его стихи и поэмы перестали печатать. Благодаря Лиле Брик, которая в 1936-м обратилась с письмом лично к Сталину, запрет удалось снять. Она просила его помощи в сохранении поэтического наследия и памяти о поэте-революционере.
Вскоре на это письмо пришел ответ от Вождя всех народов, в котором он выразил свою оценку творчеству Маяковского и разрешил печатать его произведения. Кроме этого, было дано согласие на организацию музея Владимира Маяковского.
Избранные стихи
- Но ведь
- А вы не могли бы?
- Русские в Америке
- Атлантический океан
- Проспект Бродвей
- Бруклинский мост
- Вам!
- Верлен и Сезан
- Коррупционеры
- С полной громкостью
- Романтические отношения между военными и моряками
- И вот так я превратился в собаку
- Таблички
- Вывод
- Поэтический стиль, напоминающий Гейне
- Песнь о здоровье
- Город (Один Париж…)
- Распродажа со скидками
- Мое путешествие. Часть "Париж"
- Из поэмы "Бюрократиада"
- Испания
- Казань
- Привычки в офисе
- Ко всему
- Покрытая пылью кофта
- Полуостров Крым
- Левый марш
- Лиличка!
- Любит? не любит? Я руки ломаю…
- Я люблю
- Любовь (Мир опять цветами оброс…)
- Философия на глубине
- Тварь
- Достало
- Держи!
- Удивительное путешествие
- Ничего не понимают
- Ночь
- О неудачах, удачах и других непознанных вещах
- О мусоре
- Облако в штанах
- От усталости
- Отношение к даме
- Письмо Татьяне Яковлевой
- Письмо другу Кострову
- Подхалим
- Послушай!
- Приказ по искусству
- Прозаичные
- Прощание (Как правило, мы говорим…)
- Прощание
- Разговор на рейде одесских десантных судов
- Разговор с фининспектором о стихах
- О России
- Себе, дорогому
- Сергею Есенину
- Сказка о Красной Шапочке
- Скрипка и слегка нервно
- Пересмешник
- Поэзия о различии вкусов
- Стихи о советском документе
- Поэма о Мясницкой, о женщине…
- Колонна
- Тамара и Демон
- Товарищ Иванов
- О друге Нетте, пароходе и человеке
- Экватор
- Облаковые штучки
- Ты
- Ужасающая близость
- Универсальный отклик
- Флейта-хребет
- Хорошее отношение к жеребцам
- Кристофор Колумб
- Четырехэтажное заведение
- Эй!
- Юбилейное
- Я (Про улицу…)
- Я знаю мощь слов, я знаю слова набат.
- Я и Наполеон
- Я счастлив!
Мексика — Нью-Йорк