Свое детство Владимир Меньшов провел в Баку, а спустя два года после победы семья переехала в Архангельск, также по месту службы отца. Владимир впервые увидел величие Севера, суровую красоту этих мест, и его душа навсегда привязалась к этим краям. Именно в этом городе Меньшов пошел в первый класс.
Учился он с удовольствием, особенно его увлекало чтение. Его первой книгой стал «Робинзон Крузо», а также другая приключенческая литература, после чего он «подсел» на классику и читал без умолку все, что попадалось под руку.
В 1950 году семья Меньшовых снова переезжает, на этот раз в Астрахань, на родину родителей. Подросший Володя начинает активно увлекаться кинематографом. Он не пропускает ни одного фильма в кинотеатре, почти все из них запомнил наизусть. Его увлечение настолько серьезно, что мальчик даже читает специальную литературу, журналы, содержащие много информации о процессе съемок и людях, занимающихся этим – актерах и режиссерах. Именно в это время он принимает решение стать актером и выбирает свой жизненный путь.
Родителям такое решение их сына совсем не понравилось. Отец тайно надеялся, что парень последует его примеру и поступит в военную академию. Но Меньшов был упрямым, поэтому семья не стала особо возражать. В 1957 году Владимир попытался поступить в ВГИК, но безуспешно. Он не сдал вступительные экзамены и вернулся обратно в Астрахань.
Несчастье не подавило стремление юноши поступить в театральный университет. Скорее, наоборот, оно еще более укрепило его в желании достичь поставленной цели. Вернувшись в свой родной город, Меньшов нашел работу на заводе в качестве токаря. Параллельно он ищет себе другую работу, близкую к миру искусства, которая позволила бы ему готовиться к поступлению на следующий год.
Владимир Меньшов отправился в городской драматический театр, где его приняли во вспомогательный состав. Проведя год в театре, парень решил взять перерыв перед поступлением, чтобы набраться жизненного опыта и заработать денег. Он поработал на шахте и в матросы в течение четырех лет, прежде чем в 1961 году решил поступить на актерский факультет Школы-студии МХАТ.
В период учебы он завел новые знакомства, включая знаменитых артистов, о которых раньше лишь читал. Теперь они стали не просто героями журнальных обложек, а его коллегами, с кем его судьба свела на одну сцену. Диплом он получил в 1965 году, но московские театры не спешили приглашать его. Единственное предложение пришло из Ставропольского драмтеатра, и он согласился.
В течение двух лет он сиял на сцене этого театра, мечтая вернуться в Москву. В 1970 году он закончил аспирантуру и наконец вернулся в столицу.
В 1970 году Владимир Меньшов начал свою кинематографическую карьеру. Он сыграл главную роль в фильме своего однокурсника Павловского под названием «Счастливый Кукушкин» и принял участие в написании сценария. Фильм понравился зрителям, и после его выхода на экраны Меньшова хорошо запомнили.
В 1971 году Алексей Сахаров пригласил Владимира сыграть главного героя в своем фильме «Человек на своем месте». За эту работу Меньшов получил свою первую награду — приз лучшей актерской работы на Алмаатинском фестивале. Этот фильм открыл для Меньшова новые перспективы и привлек внимание к его таланту. Теперь у Владимира было гораздо больше предложений, и он больше не должен был ждать годами. Он обрел первую славу, после которой последовала популярность.
В 70-х годах он получил роль в таких фильмах, как "Ар-хи-ме-ды!", "Соленый пес", "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" и "Последняя встреча".
В 80-90-х годах он продолжал активно работать, снимаясь в разных жанрах и получая приглашения от разных режиссеров. Наиболее яркими работами стали "Прости", "Где находится нофелет?", "Магистраль", "Курьер", "Царевич Алексей" и многие другие.
Последние работы Владимира Меньшова — фильмы "Брежнев", где он сыграл роль Дмитрия Устинова, и "Москва. Центральный округ", где он исполнил роль майора милиции Брагиным. Также Меньшов был приглашен сыграть в фильме "Дневной дозор", где он сыграл роль Гесера.
Недолго спустя Меньшов осознал свое истинное увлечение режиссурой, в то время как актерская карьера его уже не так привлекала.
В 1967 году он решил вновь стать студентом и поступил на режиссерский факультет ВГИКа. Его принял известный режиссер Владимир Михайлович Ромм, который был впечатлен Меньшовым и зачислил его на второй курс. В течение трех лет он учился на этом факультете и уже после окончания у него был короткометражный фильм в его репертуаре.
С семидесятых по семьдесят шестой годы Владимир Меньшов работал на киностудиях «Мосфильм», «Ленфильм» и Одесская киностудия. В 1976 году он выпустил свой фильм под названием «Розыгрыш». Через год этот фильм побил рекорды прокатов, а в 1978 году Меньшов получил за него Государственную премию РСФСР.
Звездный час режиссера Меньшова настал в 1978 году, когда он начал съемки своего известного фильма «Москва слезам не верит», который получил Оскар. Главную героиню сыграла актриса Вера Алентова, супруга Меньшова. Остальные роли исполнили известные артисты. Никто даже не предполагал, что этот фильм будет таким популярным. Всем казалось, что это просто еще одна история Золушки, но все оказалось совсем не так.
Тем не менее, кинотеатры были переполнены зрителями, желающими посмотреть этот фильм. Интересно, что люди приходили смотреть его несколько раз. За первый год показа в кинотеатрах фильм посмотрели девяносто миллионов человек. Права на показ картины были проданы в страны Европы и Америки.
1981 год стал пиком триумфа режиссерского таланта Владимира Меньшова — в этом году фильм "Москва слезам не верит" был удостоен "Оскара" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". После этого Меньшов и все творческая команда картины получили Государственную премию СССР.
Одно из произведений Меньшова, которое было принято зрителями с любовью и продолжает пользоваться популярностью в настоящее время, — это комедия «Любовь и голуби». Ее судьба была довольно сложной, в отличие от предыдущей работы. Фильм был снят Меньшовым в 1984 году, когда в стране действовал запрет на продажу алкоголя.
Герои фильма часто показывались в состоянии алкогольного опьянения, поэтому Меньшову посоветовали убрать некоторые сцены. Однако он отказался от этой идеи и был сразу же отстранен от съемок. Фильм собирал пыль на полке в течение шести месяцев, пока не утихла антивыпивочная кампания в стране.
Вновь зрители оценили работу великого мастера на все деньги. Фильм вызвал огромный интерес, его персонажей стали цитировать. На испанском фестивале комедий картина была удостоена основной награды — «Золотой ладьи».
В 1995 году Владимир Меньшов представил зрителям свой новый фильм – комедию «Ширли-мырли», в котором он выступил в качестве актера, режиссера и сценариста. Главные роли достались Вере Алентовой и Валерию Гаркалину. Остальных персонажей режиссер поручил исполнить Олегу Табакову, Армену Джигарханяну и Инне Чуриковой. Сам Владимир в этом проекте сыграл роль Президента России.
В 2000 году Владимир сменил профессию и сделал новый фильм под названием «Зависть богов». Сюжет картины разворачивается в СССР во времена холодной войны. Главную героиню сыграла Вера Алентова, ее партнером по фильму стал Анатолий Лобоцкий. Персонаж Алентовой влюбляется во француза, но отношения не имеют будущего.
В фильме также снялся легендарный актер из Голливуда – Жерар Депардье. Необходимо отметить, какой восторг вызвала эта картина у зрителей.
В интимной жизни известного режиссера Владимира Меньшова не было шумных любовных афер и множества романов. Его сердце принадлежит только одной женщине – его супруге Вере Алентовой. Их знакомство произошло еще на учебе, и они поженились в ранние годы. В 1965 году им пришлось расставаться: Меньшову предложили работу в Ставрополе, а Вера поступила на службу в столичный театр.
Однако Меньшов вернулся в Москву, и они снова обрели счастье вместе. Их семья пополнилась в 1969 году, когда родилась их дочь Юлия – продолжательница актерского рода Меньшовых, которая сегодня известна как телеведущая, выступающая с авторской программой.
Вскоре в отношениях между супругами наступило трудное время, и они приняли решение временно жить отдельно друг от друга. Они не обращались к разводу, но у них не было собственного жилья, поэтому им пришлось разъехаться по разным театральным общежитиям. Но вскоре отношения между Владимиром и Верой улучшились, и они снова смогли быть вместе как семья.