Владимир Шухов – известный российский инженер-строитель, автор масштабных проектов в области строительства и нефтяной промышленности. Он также был членом-корреспондентом Академии наук СССР.
Личность Владимира Шухова была уникальной для своего времени, его заслуги помнят и восхищаются потомки. Он оказал значительное влияние на развитие строительной и нефтяной промышленности, судостроения, теплотехники, военного искусства, и реставрационного дела. Построенные по его проектам нефтепроводы, суда и фабрики просуществовали до сегодняшних дней.
Ранние годы
В небольшом городе Грайворон, который расположен в Курской губернии (сейчас Белгородская область), родился талантливый инженер 16 августа 1853 года. Родители мальчика были дворянами, но имели скромное состояние. Отец получил образование в Харьковском университете и занял должность титулярного советника. Из-за его работы семья часто переезжала из Грайворона в Курск, Петербург и другие города.
С 11 лет мальчик учился в петербургской гимназии, где он проявил большой интерес к точным наукам, особенно математике. Уже в четвертом классе он представил собственное краткое и логичное доказательство знаменитой теоремы Пифагора.
В 1871 году юноша получил диплом гимназии. После этого он поступил в Московское императорское техническое училище. Там он учился у выдающихся математиков, аэродинамиков и ученых-механиков. Под их руководством он изучал математику, физику, химию и архитектуру, что впоследствии сыграло важную роль в его трудовой деятельности.
Молодой человек усердно учился, впитывая знания. Он также много читал, пополнял свои знания в мастерской учебного заведения. В середине 1870-х он представил свое первое изобретение — безопасную и экономичную форсунку, которая значительно упростила процесс сжигания жидкого топлива.
Шухов закончил училище, удостоившись золотой медали. Жуковский и Чебышев пытались уговорить талантливого ученика остаться и продолжать занятия наукой, но он был вынужден отказаться. Ему было недостаточно теоретических исследований, он мечтал создавать практичные изобретения, способные улучшить жизнь людей. Он назвал себя «Человеком жизни» и поэтому решил стать инженером-практиком.
Сразу после окончания училища он поехал на стажировку в Соединенные Штаты. Там он учился у зарубежных коллег и изучал новые инженерные разработки в составе российской научной делегации.
Вклад в нефтяную индустрию
После прохождения практики, Шухов вернулся в свой родной город и начал работать в инженерном бюро в Санкт-Петербурге, которое занималось Варшавско-Венской железной дорогой. Вначале он занимался обыденной работой, пока на него не обратил внимание знакомый предприниматель из США, Александр Бари. В это время Бари уже заключил соглашение с братьями Нобель, которые владели нефтяными предприятиями в Баку. Предприниматель предложил Шухову руководящую должность в одном из отделений его компании, и молодой инженер согласился.
Прибыв на месторождение нефти в Баку, Владимир был потрясен хаосом в добыче и многократными нарушениями пожарной безопасности. «Черное золото» здесь добывали ведрами, а затем перевозили в обычных бочках. Нефти рассматривали как сырье для керосина, не уделяя внимания ее потенциальным перспективам. Мазут и бензин считали отходами производства. Бензин утилизировали естественным образом, просто испаряя его в атмосферу, а мазут сливали в котлованы, зарытые в землю. Очевидно, что это причиняло огромный вред окружающей среде.
Молодой инженер приступил к модернизации производственного процесса и уже за первые месяцы своей работы внедрил несколько значимых изменений. Шухов оснастил оборудование паровыми форсунками, спроектировал цилиндрические резервуары и установил первую линию трубопровода для транспортировки жидкого топлива.
Инженер внес огромный вклад на данном этапе, создав крекинг, который позволил разделять нефть на различные фракции. Теперь предприятие может производить не только керосин, но и солярку, бензин, мазут и моторные масла, необходимые в различных отраслях промышленности. Вместе со своим помощником Сергеем Гавриловым инженер создал первую в мире установку непрерывного термического крекинга, которая была запущена в 1891 году. Изначально это изобретение воспринималось как техническое чудо, но с появлением большого количества автомобилей его применение стало очень широким.
На этом предприятии Владимир Григорьевич проработал почти 50 лет. Здесь у него была возможность свободно и тихо заниматься своим делом, изобретая новые технические чудеса во имя человечества.
Строительство фабрик
В начале 1890-х годов Владимир Шухов достиг значительного успеха как изобретатель, находясь на пике своей карьеры. Один из его коллег вспоминал этот период как «триумф гения и остроумия» великого ученого.
Русский инженер занимался разработкой металлических конструкций. Он увлекся этой темой во время работы над проектом перекрытий торговых рядов на Красной площади в Москве (теперь это ГУМ). Шухов создал уникальную конструкцию крыши здания, которая состояла из прозрачных арочных перекрытий. Вес металлических перекрытий превышал 800 тонн, но визуально они казались легкими, почти невесомыми паутинами с огромными окнами.
В конце 1890-х годов инженер принял участие в нижегородской Всероссийской выставке промышленности. Здесь он продемонстрировал свои новейшие разработки, среди которых были металлические арочные перекрытия и несколько вариантов сетчатых покрытий. Кроме того, Шухов представил собственное производство водонапорной башни-гиперболоида.
Участие в выставке принесло изобретателю еще большую известность. Вслед за этим поступили сотни заказов на проектирование водонапорных башен и строительство железнодорожных мостов. В это же время ученый выдвинул инновационный проект по водоснабжению Москвы. Еще одной важной разработкой инженера стало создание уникальных пространственных ферм для построек, таких как Главпочтамт, Киевский вокзал, Бахметьевский гараж и Музей изящных искусств.
После революции 1917 года тысячи талантливых людей покинули страну,но Шухов решил остаться. Он считал, что ученый должен работать на благо общества, оставаясь в стороне от политики. Предприятие Александра Бари было национализировано, а сам Владимир Григорьевич был выселен из своего дома. Для инженера и его семьи настали тяжелые времена.
В 1920 году младшего сына Шухова арестовали, и отец решил его спасти, отдав советской власти все свои ценные патенты общей стоимостью свыше полусотни миллионов золотых рублей. Сын был освобожден, но месяцы, проведенные в тюрьме, серьезно подорвали его здоровье. В итоге истощенный юноша скончался, за ним ушли мать ученого и его супруга.
Несмотря на пережитые трагедии в личной жизни, Владимир Григорьевич не бросил свою работу. Благодаря многолетним усилиям автора был создан проект башни на Шаболовке, состоящей из огромных гиперболоидных секций, высотой более 150 метров. Весной 1922 года радиослушатели услышали первые передачи, транслируемые с помощью этой новой конструкции. Позже Шуховскую башню включили в список культурных объектов и предоставили охранный статус. В настоящее время подобные сооружения возводятся во всех уголках планеты.
Все грандиозные проекты советского периода включали участие Владимира Шухова. Он оказал огромное влияние на развитие электрификации в СССР, разработав башню для линий электропередач, пролегавших через реку Оку. Инженерские разработки успешно использовались при строительстве заводов, таких как «Азовсталь», а также предприятий в Выксе и Таганроге. При активном участии Владимира Шухова был запущен нефтеперерабатывающий гигант «Советский крекинг» в столице Азербайджанской Советской Социалистической Республики.
В 1929 году были высоко оценены заслуги Владимира Григорьевича. За свои достижения в области нефтяного крекинга он был удостоен Ленинской премии, позднее награжден Звездой Героя труда и принят в члены-корреспонденты Академии наук России.
Смерть
Трагический конец жизни знаменитого изобретателя наступил 2 февраля 1939 года из-за несчастного случая. Во время проведения очередного эксперимента ученый нечаянно опрокинул на себя свечу и получил серьезные ожоги, которые были несовместимы с жизнью.
Вечный покой Владимира Григорьевича наступил на Новодевичьем кладбище города.