Владимир Солоухин был известным советским писателем и поэтом, представителем «деревенской прозы», который имел монархические убеждения, но при этом был партийным человеком.
Своим уникальным талантом представитель «деревенской прозы» Владимир Солоухин выражал свою любовь к России и верность христианским идеалам. Как истинный патриот, он прославлял красоту русской природы, духовное богатство и величие русского народа. Солоухин оставил значительное литературное наследие, где особое место занимает его поэзия. В его поэтическом творчестве выделяется стихотворение «Дай три черёмуховых дня», которое автор часто читал на литературных вечерах.
Детство
Владимир Алексеевич Солоухин пришел в этот мир 14 июня 1924 года в селе Алепино, которое сегодня находится в Собинском районе Владимирской области. Он был десятым и последним ребенком своих родителей, Алексея Алексеевича и Степаниды Ивановны. Владимир получил в наследство от своего деда мельницу и пасеку, которые принесли его семье некоторое достаточное благосостояние. В тяжелые времена советской власти, когда многие крестьяне большой земли были разорены, их семья избежала этой участи, осталась в достатке. Детство будущего литератора прошло в достаточном благополучии, благодаря стараниям его мамы, Степаниды Ивановны, которая серьёзно занималась воспитанием и старалась обеспечить всем детям высшее образование.
Юность
После окончания школы, Солоухин поступил во Владимирский механический техникум, где неожиданно стал увлекаться поэзией. Его первые стихи были опубликованы во владимирской газете «Призыв».
В 1942 году молодой поэт окончил техникум по специальности механик-инструменталист, был призван в Красную армию и до конца войны служил в охране Кремля. Однажды, когда Солоухин стоял на почетном карауле, его привлекло внимание Черчилля, который приехал в Москву для переговоров. Глава британского правительства долго смотрел на лицо молодого сержанта, но Солоухин не понял его слов, так как не знал английского. Предполагается, что Черчилль хотел как-то отметить его службу.
После демобилизации в 1946 году, Солоухин решил поступить в Литературный институт имени А. М. Горького. Вместе с заявлением он приложил кипу листков со своими стихами. Василий Казин оценил особенности его творчества и увидел в нем перспективы для советской поэзии. Другой известный литератор, Владимир Луговской, ценил тот факт, что Солоухин стремился к поиску новых тем, интонаций и форм в своих произведениях. Павел Антокольский, чьи семинары посещал молодой автор, отмечал в его творчестве излишнюю умничанье и дидактичность.
Сокурсники Солоухина, такие как Юрий Бондарев, Григорий Поженян и Эдуард Асадов, писали о войне и любви, в то время как он сам обращал свое внимание на природу и жизнь в деревне. Некоторые литературоведы видели в этом мракобесие, но стихи молодого поэта всегда вызывали интерес в узких литературных кругах.
В 1951 году закончил литературный вуз и вступил в КПСС. После этого стал корреспондентом в журнале "Огонёк", под управлением Алексея Суркова. По заданию редакции путешествовал по всей России, включая Крайний Север. Помимо работы над очерками для журнала, продолжал свои литературные занятия и отражал впечатления от поездок в своем творчестве.
Засевший за письменным столом, Владимир Солоухин опубликовал свой первый сборник стихов «Дождь в степи» в 1953 году, что открыло ему дорогу в Союз писателей, благодаря поддержке Василия Ажаева, Анатолия Софронова, Василия Захарченко, Сергея Михалкова и Сергея Смирнова. Впрочем, Михалков высказывал претензии по поводу излишнего глубокомыслия поэта и его стремления облагораживать простые вещи цветистыми словами.
Автор стал известен после публикации лирической повести "Владимирские просёлки" в 1957 году в журнале "Новый мир". Этот текст стал своеобразным дневником писателя. В этой повести, а также в следующей работе "Капля росы" (1959 год), была описана крестьянская деревня, которая прекратила свое существование после коллективизации. Стиль повествования отличался откровенной искренностью, что было нехарактерно для большинства русских писателей того времени.
Константин Симонов был поражен произведениями «Просёлки» и предложил этому талантливому писателю стать членом редколлегии
Осенью 1958 года руководство Союза писателей начало кампанию по уничтожению репутации Бориса Пастернака и исключило его из Союза. Идя на поводу у известных писателей, Солоухин выступил с обличительной речью на общем собрании московских литераторов. Через сорок лет стенограмма этого выступления была опубликована. Автор не выразил ни капли сожаления о своем поступке, оправдывая его необходимостью подчинения партийной дисциплине. Он умело выбирал животрепещущие темы для своего творчества, но не понимал культурного прогресса.
Одной из главных тем, которой Солоухин уделял внимание в своей публицистике, было важность сохранения традиций русского искусства и возвращение к древним ритуалам. В его работах "Письма из Русского музея" (1966), "Чёрные доски" (1969), "Славянская тетрадь" (1972), "Время выбирать камни" (1980), "Письма из разных мест", "Продолжение времени" (1982), "Смех за левым плечом" (1989) он обсуждал ответственность каждого русского человека за сохранение памятников архитектуры, живописи и музыки. Он подчеркивал необходимость бережного отношения к историческим местам, связанным с именами выдающихся деятелей русской культуры. Его публикации вызывали широкий общественный отклик.
По примеру художника Ильи Глазунова, с которым писателя связывала многолетняя дружба, Солоухин путешествовал по деревням Владимирской и других областей Подмосковья, собирая иконы с тем, чтобы сохранить их от утраты и старения.
Представитель «писателей-деревенщиков» Солоухин написал несколько автобиографий: «Мать-мачеха» (1964 год), «Прекрасная Адыгене» (1976 год), «Приговор» (1975 год). По поводу изданных в 1980 году во французском антисоветском издательстве «Круглый стол» рассказов писателя, партком Московской писательской организации, руководствуясь указаниями ЦК партии, устроил обсуждение и автору было указано на грубое нарушение установленного порядка передачи рукописей зарубежным издательствам.
На самом деле партийное руководство обеспокоило то, что вошедшие в этот сборник рассказы «Колокол», «Первое поручение» и «Приговор» вызывали вопросы у цензуры ещё в 1973 году, когда в издательстве «Современник» выходил сборник его рассказов «Олепинские пруды». В рассказе «Колокол», сброшенный на землю, молчащий церковный колокол олицетворял гибнущую русскую деревню, её умирающую душу.
Рассказ «Первое поручение» проводил сравнение принудительно-массовой коллективизации 1930-х годов с временами проведения столыпинских реформ на селе, отдавая предпочтение реформам, когда крестьянам выделялись лучшие земли. Автобиографическая повесть «Приговор» рисовала образ эгоцентричного эгоистичного писателя, больного раком. В отличие от предыдущих повестей автора она демонстрировала асоциальность героя перед лицом смерти. Цензурой было принято решение не включать первые два рассказа в сборник «Олепинские пруды», поскольку по мнению председателя КГБ Юрия Андропова, они несли клеветнический характер. Повесть «Приговор» максимально сократили.
Одной из главных работ писателя был его роман-исповедь, который он назвал «Последняя ступень». Над этим произведением он трудился с начала 1960-х годов и завершил его лишь в 1976 году, но книга была издана только в 1995 году. Однако, одна из глав этого скандального романа, «Читая Ленина», была опубликована в 1989 году немецким издательством «Посев».
В этой главе Солоухин призывал пересмотреть взгляд на Ленина, выдвигая тезис о том, что сталинская репрессия была логическим продолжением ленинской политики. Кроме того, немецкое издательство выпустило еще две книги Владимира Солоухина – «Смех за левым плечом» и «Расставание с идолом». Многих коллег писателя удивляло то, что страстный патриот и защитник русских традиций публикует свои произведения в антисоветском издательстве «Посев».
В период 1970-х годов Солоухин часто путешествовал по разным странам, активно выступая перед своими читателями. Иногда он откровенно признавался в своей приверженности монархии и откровенно высказывался против советской власти. Разделяя свои взгляды как монархист, Солоухин носил перстень с изображением царя Николая II, сделанный из золотой пятирублёвой монеты.
В 1979 году он посетил США вместе с группой советских писателей. Там, распустив слух о его выпивке, Солоухин тайно ушел из гостиницы, добрался до Вермонта и встретился с высланным из России Александром Солженицыным. Они провели вместе целые сутки, у них было много о чем поговорить.
Из-за своих острых политических высказываний в публичных выступлениях и контактов с иностранцами, Солоухина постоянно подвергали слежке. Отдел культуры ЦК КПСС получал множество докладов из органов госбезопасности, но не принимал никаких серьезных мер против писателя, за исключением цензуры его произведений. Возможно, что Солоухину была уготована роль символа русской интеллигенции в противовес Солженицыну.
Многие современники высоко оценивали творчество Владимира Солоухина как важный вклад в возрождение истинно русской литературы и ценили красоту его поэзии. Его поддерживали Давид Самойлов, Андрей Вознесенский, а также другие литераторы.
В то же время представители Института научного атеизма постоянно критиковали работы писателя, утверждая, что у него одностороннее видение русской старины и тенденция отождествления народной и церковной культуры. Однако религиозные мотивы в творчестве Солоухина негативно не повлияли на его судьбу. В период застоя за свои повести и рассказы «Прекрасная Адыгене», «Трость», «Мёд на хлебе», «Барометр» и «Варшавские этюды» он получил Госпремию имени М. Горького, выпустил собрание своих произведений в четырех томах и побывал почти во всех уголках земного шара. В период перестройки писателя наградили орденом Трудового Красного Знамени, а при Ельцине он получил орден Дружбы народов.
В период начала перестройки Солоухин изменчиво изменил свое отношение, отклонив партийный билет и высказываясь открыто против коммунистов. Многих разочаровали реформы, внедренные Егором Гайдаром. Большая часть интеллигенции считала, что именно эти реформы, по их мнению грабительские, окончательно разрушили экономику страны.
Солоухин особым образом выразил свое мнение о перестроечном реформаторе. В рассказе «Солёное озеро» он раскрыл истинную сущность своего деда, Аркадия Гайдара, показавшего безжалостную жестокость во время его правления в Хакассии. Писатель обнаружил корень зла именно в нем.
Творчество Солоухина пронизано любовью к отчизне, а его последние произведения («Смех за левым плечом», «Северные березы», «Последняя ступень», «При свете дня», «Чаша») критически оценивают строителей коммунизма и идеализируют Россию до революции. Автор оставил огромное поэтическое наследие, включая стихотворение «Три черёмуховых дня», которое он часто читал в последние годы жизни на сцене.
Когда в Москве началось возрождение Храма Христа Спасителя, Владимир Солоухин возглавил комиссию по его возрождению и принял это как возрождение России, активно участвуя в строительстве и оформлении этого символа русской духовности.
Личная жизнь
Брак Владимира Солоухина был полон счастья. Он встретил свою будущую жену в Нарьян-Маре, когда работал корреспондентом для журнала «Огонёк». Роза Лаврентьевна была там после окончания медицинского института в Ленинграде. Она родом из Орла, красивая и умная женщина, которая стала героиней одного из его очерков и вскоре его женой. На их свадьбе были все сотрудники журнала «Огонёк».
Вначале они жили в коммуналке, но в 1962 году с помощью гонораров писателя они купили большую квартиру в Москве. Роза оставила карьеру врача, чтобы полностью посвятить себя мужу и двум дочерям. Она была его союзницей, помощницей и секретарём. Вместе с ним она путешествовала по Владимирскому краю, ведя дневник. Она заботилась о хозяйстве, гардеробе, дневном расписании писателя и принимала гостей.
В начале 1970-х годов, когда заболел раком, Солоухин, Роза Лаврентьевна не отпускала его ни на шаг, она была всегда рядом с ним. В 1973 году ему удалось пройти удачную операцию, и он победил болезнь.
В середине 1980-х годов семья Солоухина вместе с дочерьми принялась за реставрацию дома в Алепине, где родился писатель. После реконструкции они проводили все летние месяцы в этом доме, занимаясь посадками на участке. Теперь здесь открыт музей писателя, а старшая дочь Солоухина, Елена, заботится о его сохранности. Младшая дочь живёт в Лондоне.
В начале 1997 года Владимира Солоухина снова постигло онкологическое заболевание, и он был привязан к постели. Его смерть произошла 4 апреля в Москве. Похороны писателя состоялись в восстановленном храме Христа Спасителя, на которых присутствовали А. Солженицын, А. Вознесенский и множество друзей Солоухина. Прощальную речь произнёс святой Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Алепинское кладбище стало местом последнего покоя для известного писателя, который был похоронен там.