Владимир Сорокин – современный писатель, художник, драматург и сценарист из России. Он написал более десятка романов в жанре соц-арта и концептуализма, а также множество повестей, пьес, рассказов и сценариев для кинофильмов.
Для тех, кто знаком с творчеством Пелевина, Уэлша, Паланика и Прилепина, Владимир Сорокин стал открытием и свежим воздухом. Его книги привлекают своим оригинальным жанром и уникальным стилем, которые так ценят современные любители литературы. Влияние произведений Сорокина часто сравнивают с впечатлениями от фильмов режиссера Алексея Балобанова, включая знаменитый «Груз 200».
Детство и юность
Информации о ранних годах жизни Сорокина в открытом доступе не так много. Родился он 7 августа 1955 года в поселке Быково под Москвой, там же, где начинали свой путь кинорежиссер Павел Чухрай и исполнитель патриотических песен Николай Расторгуев.
Семья Владимира была достаточно состоятельной. Родители мальчика часто сменяли место жительства, поэтому ему пришлось перейти несколько школ. Писатель часто вспоминает своего деда-лесника, который брал его с собой на прогулки и учил, как собирать грибы и ягоды, ловить рыбу, воспитывал любовь к окружающей природе.
После окончания средней школы, парень поступил в университет, специализирующийся на нефтегазовой отрасли. Отвечая на вопрос о выборе такого университета, он объяснил, что просто не хотел идти служить в армию.
Игорь очень хотел поступить в художественный институт, но у него не хватило подготовки. С юных лет будущий писатель увлекался живописью, наслаждался просмотром картин великих художников и даже пытался создавать свои произведения. На четвертом курсе технического вуза Сорокин увлекся графикой и даже написал серию иллюстраций к детективному роману «Скорый до Баку» от Олега Смирнова.
После окончания университета, молодой парень отложил свой инженерный диплом в сторону и присоединился к коллективу популярного журнала «Смена». Его карьера в этом советском издании не продлилась долго: не согласившись вступить в комсомол, Владимир был немедленно уволен.
Как сам Сорокин вспоминает свой первый шаг в литературе: «Я запрыгнул на батарею письменного стола и неудачно спрыгнул, воткнулся на штырек – их уже не делают сейчас. Штырек вонзился мне в затылок. К счастью, ничего страшного не случилось, но после этого я начал видеть явления и жил словно в двух мирах».
В середине 80-х годов появились первые публикации молодого писателя. Журнал «А — Я» опубликовал его первые шесть произведений, а затем роман автора был опубликован в журнале «Синтаксис». Это произведение представляло собой длинные диалоги: почти две сотни страниц состояли только из реплик персонажей.
Каждая свежая книга от писателя была вызовом для общества, означала его уникальность и самобытность. Сорокин, как постмодернист, привлекал к себе внимание критиков, что только усиливало интерес к его творчеству. Особенно ожесточенно писателя критиковала организация «Идущие вместе», предлагавшая судить Владимира и устраивавшая акции с «позорным» уничтожением его рукописей. К счастью, суд в его работах не нашел ничего противозаконного.
В начале 2000-х годов группой активистов "Идущие вместе" был организован круглосуточный пикет на Театральной площади. Их главное требование заключалось в запрете оперы "Дети Розенталя" с либретто от Владимира Сорокина. По мнению писателя, подобные мероприятия вызывают лишь улыбку, и он даже назвал подобные явления "государственным онанизмом".
Необходимо отметить, что писатель действительно часто шокирует своих читателей использованием "сорокинских" методов. Ярким примером этому является сборник сочинений под названием "Первый субботник", написанный в начале 1980-х и изданный после распада Советского Союза. Цель Владимира Георгиевича заключается в том, чтобы привлечь внимание общества к проблемам человеческой нравственности и показать точки перегибов, используя достаточно резкие литературные приемы.
Обычно произведения писателя начинаются с описания жизни обычных советских людей — ветеранов, рабочих, детей, играющих в их беззаботные повседневные игры. К ближе к середине книги читатель понимает, что погружается в совершенно другую реальность, которая шокирует, пугает и приводит к полубредовому состоянию.
Одно из наиболее известных произведений Сорокина — «Голубое сало» — было опубликовано в 1999 году. Роман рассказывает две параллельные истории — о прошлом и будущем. Главный герой книги работает в 2048 году на секретном предприятии, занимающемся разработкой странного вещества под названием «голубое сало». На данный момент практическое применение этого открытия неизвестно.
Для производства «голубого сала» необходимы кожные отложения, полученные от клонов великих русских литераторов — Толстого, Набокова, Достоевского, Пастернака и Чехова. В своей книге писатель использует стиль письма этих великих авторов, усиливая текст устаревшими и межъязыковыми оборотами. В линии прошлого Сорокин описывает 1954 год и взаимоотношения фашистского диктатора Гитлера и советского тирана Сталина.
Это произведение запустило начало противостояния Владимира Георгиевича и «Идущих вместе». Критика также пришла от писателя Василия Аксенова, который обвинил автора в «отвратительной насмешке над Ахматовой». В любом случае, книга быстро завоевала популярность среди читателей и стала настоящим бестселлером современной отечественной литературы.
В 2000 году Сорокин представил рассказ-автопародию «Настя», включенный в литературный сборник «Пир». В центре сюжета — российская интеллигенция 21 века, представленная в необычном ракурсе.
Произведения писателя Владимира Сорокина отличаются изысканными метафорами и острыми диалогами, отражающими реальность. У этого талантливого автора уже давно сформировалось широкое круг поклонников, которые с огромным удовольствием читают каждую новую его книгу. Большинство поклонников Сорокина считают его почти Нострадамусом, предсказывающим будущее российского общества.
Сочинения Владимира Георгиевича переведены почти на тридцать различных языков по всему миру. Творческое наследие писателя ценится не только в России, но также и в многих европейских странах. На родине писателя он был удостоен наградами «Премия Горького», «Либерти», «Народный бункер», а в Германии он был представлен для премии Министерства культуры страны.
В последние несколько лет Сорокин развивает свою страсть к художественному искусству, которой он увлекался в молодости. Для радости своих поклонников, он организует персональные выставки, где представляет свои собственные концептуальные арт-объекты. У писателя есть официальный сайт, где его фанаты могут узнать последние новости, прочитать интервью и увидеть интересные фотографии, связанные с его творчеством.
Личная жизнь
Говорят, что талантливый человек способен проявить себя во всем. Литературный гений также известен как мастер гастрономии, придумывающий на своей кухне великолепные блюда для своих близких. Одним из фирменных блюд Владимира Георгиевича является тройная уха.
Семейная жизнь автора популярных книг давно наладилась. Еще в свои 20 лет он встретил свою будущую жену Ирину, с которой у них родились две дочери — Анна и Мария.
Владимир Сорокин — человек компанейский. Ему нравится общаться с друзьями, гулять со своими собаками, участвовать в активных играх и путешествовать. Однако он не профан в русском роке, футболе, сладких винах и ароматах парфюма.
Самые известные книги
- «Очередь»
- «Норма»
- «Тридцатая любовь Марины»
- «Первый субботник»
- «Сердца четырех»
- «Роман»
- «Месяц в Дахау»
- «Голубое сало»
- «Пир»
- «Эрос Москвы»
- «Теллурия»
- «Манарага»
- «Доктор Гарин».