Владимир Васильев — выдающийся балетмейстер, талантливый танцор и заслуженный хореограф России. Он получил Государственную премию СССР, орден "За заслуги перед отечеством" и премию "Хрустальная Турандот". Также он стал обладателем гран-при международного конкурса в Варне.
Детство
Владимир Васильев появился на свет в 1940 году в Москве, в скромной семье, которая далека от мира искусства. Его отец, Виктор Васильев, работал водителем, а мать, Татьяна, имела экономическое образование и трудилась в отделе сбыта на фабрике войлочных изделий. Однако семья Васильевых не жила богато. Когда в детстве у Владимира проявились таланты художника, его родители не могли себе позволить оплачивать регулярные уроки рисования.
Но возможно это было к лучшему. В 7 лет Владимир начал заниматься в хореографической студии Кировского Дома пионеров в отделении народного танца. И он так быстро прогрессировал, что его педагог, Елена Россе, выделила талантливого новичка. Скоро мальчик впервые вышел на сцену Большого театра в группе с другими танцорами. Позднее он продолжил занятия в Городском доме пионеров в ансамбле имени Локтева.
Начало карьеры и учеба
Поступление в Московское хореографическое училище Васильева было легким. Он учился в классе у Михаила Марковича Габовича, бывшего партнера Улановой, одного из лучших балетмейстеров того времени. В 1958 году молодой артист закончил училище и присоединился к Большому театру.
Почти сразу ему доверили ведущие партии. Хотя его первые роли были в кордебалете. В «Русалке» он исполнял цыганский танец, а в «Демоне» лезгинку. Однако уже в 1958 году он сделал дебют на сцене в «Шопениане», играя роль Юноши. Затем он танцевал партию Данилы в постановке балета «Каменный цветок» под музыку Прокофьева.
В 1960 году молодой артист получил возможность стать первым исполнителем роли Иванушки в «Коньке-горбунке» Родиона Щедрина.
Премьер Большого театра
Три десятилетия своей жизни Васильев посвятил работе ведущим солистом труппы Большого театра. За это время он сыграл множество ролей и создал множество образов. В его репертуаре были партии Дона Кихота и Паганини, Петрушки в балете Стравинского и Альберта в «Жизели».
Его исполнение роли принца-Щелкунчика в балете Чайковского получило одобрение как зрителей, так и критиков. И впереди его ждал легендарный «Спартак», поставленный Л. Якобсоном в 1962 году. Роль раба, овеянная легендами, была драматичной, мощной и показала всю глубину таланта танцовщика. Васильев стал первым исполнителем этой партии и на долгие годы остался самым известным.
Приход Юрия Григоровича в ГАБТ принес Васильеву статус премьера. Он исполнил роль принца Дезире в балете "Спящая красавица" и Ивана IV в "Иване Грозном". Разнообразие образов и жанров демонстрировало все таланты артиста. Однако его статус фаворита был заменен немилостью.
В 1988 году Григорович отправил на пенсию почти всех легенд Большого театра, включая Васильева, Максимову, Плисецкую и Лиепу. Легендарных прим и премьер больше не нужно было ГАБТ. Решение Григоровича было неожиданным.
Однако Васильев вернулся в Большой театр в 1995 году, чтобы его возглавить. И через 5 лет он снова покинул ГАБТ, узнав о своем увольнении из новостей по радио.
Дальнейшая карьера
Конечно, после сокращения артисты не остались без работы. В течение своей карьеры Васильев получал предложения от зарубежных хореографов. Он сотрудничал с Роланом Пети над постановкой «Голубой ангел», а также с Морисом Бежаром. В каждой новой роли талант Васильева сиял светом собственной неповторимости. Ему просто не было равных.
Васильев выступал на престижных сценах мира, получая аплодисменты зрителей в Ла Скала и Римской опере. Артист успел поработать с Марсельским балетом и Американским балетным театром, выступал в кубинской труппе, гастролировал с Ленинградским театром им. Кирова. Везде он лишь подтверждал свой статус непревзойденного хореографа с ярким темпераментом и безупречной пластикой.
В 1982 году Владимир Васильев закончил обучение в ГИТИСе на отделении балетмейстерства. После этого он преподавал в учебном заведении и руководил кафедрой хореографии в течение 13 лет.
В 1995 году Владимира Васильева пригласили возглавить Большой театр, который был ему родным. В течение 5 лет, с 1995 по 2000 год, он работал как художественный руководитель и директор. За это время под его руководством в театре была создана Новая сцена, восстановлена контрактная система работы с артистами, начали проводиться бенефисы.
В те годы Васильев сделал значительный вклад в развитие Большого театра. Под его руководством театр приобрел свое современное лицо в мире искусства. Телеканал «Культура» начал выпускать цикл передач о классическом русском балете. Также был создан сайт и печатный журнал театра.
После этого балетмейстер активно сотрудничал с различными хореографическими коллективами не только в России, но и за ее пределами. Он проявил себя как выдающийся постановщик.
В 2015 году, к своему 75-летию, он поставил балет под названием «Даруй нам мир» на музыку мессе си минор Баха. Премьера этого произведения состоялась в Татарском театре оперы и балета, и она стала настоящим событием для всех, кто ценит классическое танцевальное искусство.
В 2020 году он принял участие в открытии балетной школы Большого театра в Жоинвилле, Бразилия. Во многом появление этого учебного заведения стало возможным благодаря усилиям Владимира Викторовича.
Хореограф
В 1971 году Владимир Васильев вступает в профессию хореографа, вместе со своей верной музой и партнершей, великой балериной Екатериной Максимовой. Он разрабатывает балет «Икар» для Большого театра в Москве. Позже он создает «Тахир и Зухра» в Ташкенте в 1977 году.
Многократно Васильев возвращался к работе над «Макбетом». Он успешно постановил этот спектакль в Большом театре, в Новосибирском театре оперы и балета, в Немецкой государственной опере и затем в Будапештской опере. В 1990 году зрители увидели постановку «Макбета» Васильева в исполнении «Кремлевского балета».
Были и другие удивительные истории успешного сотрудничества. Например, Васильев стал хореографом в рок-опере «Юнона и Авось», которая уже более 40 лет пользуется неизменным успехом на сцене Ленкома.
Театральные представления с участием Владимира Васильева и его постоянной партнерши Екатерины Максимовой часто выходили на телевидение. Среди них были такие спектакли, как "Спартак", "Ромео и Джульетта", "Золушка", "Щелкунчик", "Каменный цветок".
Были созданы и художественные фильмы-балеты. Самыми известными можно назвать «Спартак», «Похищение», «Анюта». Васильев сыграл роль матадора в «Травиате» у Франко Дзеффирелли, а также во многих других прекрасных картинах.
Их паре с Екатериной Максимовой посвящено много документальных лент. Среди них «Дуэт», созданный в 1973 году, «Катя и Володя» французским режиссером Д. Делушем. Также есть и личные посвящения великому премьеру. К его шестидесятилетию вышла картина «Отражения» Николая Тихонова, а через 5 лет «Владимир Васильев. Большой балет» от того же режиссера.
«Арабеск»
В течение длительного времени Васильев и Максимова мечтали о проведении соревнования для балетных артистов. Их усилия окупились в 1990 году. Конкурс «Арабеск» проводится ежегодно в Пермском театре оперы и балета. Изначально основную премию назвали в честь знаменитого танцора Дягилева, но после смерти Максимовой решили посвятить награду ее памяти. Васильев ни разу не пропускает этот конкурс, всегда присутствуя лично, и является художественным руководителем и председателем жюри.
Помимо своей личной деятельности, Владимир Васильев активно участвует в общественной жизни. Он занимает пост президента фонда Галины Улановой с 1998 года. В 1995 году ему было присвоено звание почетного профессора МГУ. С 2007 года он входит в совет премии Людвига Нобеля в России.
Кроме того, Владимир Васильев имеет статус почетного доктора гуманитарных наук от Центр-колледжа в США, является профессором ГИТИСа и является членом жюри премии «Триумф».
Личная жизнь
Владимир Васильев предпочитает не раскрывать подробности своей личной жизни. Известный балетный артист вступил в брак только один раз, с балериной Екатериной Максимовой. Они познакомились еще в детстве, когда поступали в хореографическое училище в возрасте 9 и 10 лет, но в течение долгого времени они были просто друзьями.
Но лишь в старших классах их отношения стали романтическими. После окончания учебы обоих пригласили работать в Московский Большой театр. И смена обстановки привела к охлаждению их чувств. Васильев и Максимова расстались на 3 года, но затем вновь воссоединились, вступили в брак и прожили вместе полвека.
Брак был заключен летом 1961 года, и был полон различных событий. Невеста забыла свой паспорт дома, а по дороге в ЗАГС они застряли в пробке. После церемонии бракосочетания молодожены разъехались по родительским квартирам, так как у них не было собственного жилья. Однако уже спустя два дня они отправились вместе в Париж, что можно было считать романтическим путешествием. Там Васильев познакомился с Матильдой Кшесинской, легендарной балериной, посетившей одно из его выступлений.
Жизнь пары на протяжении пятидесяти лет напоминала вулкан. Они могли ожесточенно ссориться на репетициях, а затем спокойно идти домой. Васильев ревновал красивую жену к своим партнерам и поклонникам, сам признавая, что он эгоистичен в отношениях. Но в трудные моменты жизни он всегда был рядом. Он был рядом как после ее тяжелой травмы, так и во время болезни, и в момент радости.
В браке Васильева и Максимовой не было детей. Екатерина Сергеевна скончалась в 2009 году, и с тех пор Васильев не женился снова.
После утраты жены, Владимир Васильев продолжает заниматься своей профессией балетмейстера и хореографа. Однако сейчас большую часть времени он проводит на хуторе Ржевка в Костромской области, окруженный лесами, где он воплощает свой талант художника, который проявился еще в детстве, создавая пейзажи. У Васильева уже несколько персональных выставок как в России, так и за рубежом. В творческом плане он не уступает себе как в балете.