Вольтер — биография французского философа и просветителя

Франсуа-Мари Аруэ, известный под псевдонимом Вольтер, был французским философом, поэтом и прозаиком, который также занимался просвещением и умело использовал слово, чтобы создавать черную сатиру из юмора. Он оригинально подошел к выбору своего псевдонима, переставив слоги названия города своего рождения (Арвуа: Волтер).

Вольтеру дважды предсказывали, что он умрет в возрасте 33 лет. Однако он сумел опровергнуть эти прогнозы астрологов. Смерть обошла его стороной, и дуэль, которая могла бы привести к его гибели, не состоялась. В жизни этого философа были и взлеты, и падения, но его имя навсегда останется в истории.

По возвращении из Англии писатель оказался мудрецом, чье влияние на понимание мира стало непревзойденным. Его вклад в развитие литературы не уступает заслугам Жан-Жака Руссо. Несмотря на свое скромное происхождение, писатель завоевал уважение у великих правителей, включая Екатерину II и Густава III. Он создал произведения под названием «Кандид, или оптимизм» и «Задиг, или Судьба», которые стали настоящими кладезями цитат и поговорок.

Детство

Франсуа-Мари Аруэ родился 21 ноября 1694 в столице Франции — Париже, известном своей любовью и романтикой. При рождении он был очень слабым, и его родители боялись, что он не выживет до приезда священника. Его мать, Мари Маргерит Домар (мать Вольтера), умерла, когда ему было едва 7 лет. В детстве он провел много времени с отцом, работавшим на государственной службе.

Отношения между отцом и сыном не могут считаться гармоничными и безупречными. Отсутствие любви матери сильно сказалось на поведении ребенка. Часто возникали конфликты между отцом и сыном из-за непонимания. В зрелом возрасте Франсуа публично заявил, что он является сыном поэта и мушкетера Шевалье де Рошбрюна, что очень удивило и возмутило его родственников. Биологический отец беспокоился о будущем непослушного мальчика, поэтому отдал его в иезуитский коллеж, который носит сегодня имя Людовика Великого.

По мнению Вольтера, в том учебном заведении он изучал латынь и «прочие» абсурдности. Отец-иезуиты и их настойчивость навсегда запали в память философа. Он очень стремился к литературе, но фанатичное придерживание религиозных догм значительно осложнило жизнь молодому человеку.

Отец Вольтера видел своего сына в будущем нотариусом, поэтому устроил Франсуа в адвокатскую контору. Но очень быстро он понял, что юридическая карьера ему не по душе. Ежедневно беря перо и чернильницу для оформления документов, он нашел им новое применение – записывал свои произведения (сатирические рассказы).

Когда Вольтер достиг 18 лет, он написал свою первую пьесу, и он был уверен, что станет великим писателем. В течение нескольких лет его имя было на слуху в парижских салонах, и его прозвище было "Король насмешек". Благодаря своей репутации, знатные люди боялись, что он раскритикует их в своих произведениях.

Франсуа-Мари Аруэ в 1717 году понес наказание за свои насмешки над Филиппом II Орлеанским, потому что его стихи были восприняты в штыки. Ему грозила годовая ссылка в Бастилию.

Однако даже в заточении остроумный и прямой Вольтер не утратил своего творческого дара. Напротив, он начал много читать и сочинять, несмотря на все трудности. После освобождения Вольтер стал центром внимания и разговоров, его слава пришла благодаря постановке трагедии "Эдип", которую он написал в 1718 году.

Имя Вольтера оказалось наряду с выдающимися французскими литераторами и драматургами. Веря в свой талант и дар, писатель постоянно радовал публику своими произведениями различных жанров: философскими трагедиями, романами, памфлетами и даже баснями. Основой его творчества были исторические образы, поэтому зрители с большим удовольствием наблюдали за появлением на сцене театра Цезаря, Брута или Магомета.

Поэт создал 28 произведений в жанре классической трагедии. Он также обращался к мотивам аристократических жанров, наполняя свою поэзию стихами. Среди его работ были послания, оды и лирика.

Вольтер был уникален своей смелостью говорить правду, не боясь возможного наказания, и исследовать сочетание комедии и трагедии, объединяя их в своих произведениях.

Автору было свойственно вкладывать нотки сентиментализма и чувствительности в свои рациональные произведения. На страницах его шедевров появлялись неожиданные герои, такие как китайцы, ираноязычные скифы и другие.

Одно из известнейших творений Франсуа – эпическая поэма «Генриада», выпущенная в 1728 году. Сюжет этого произведения основан на осуждении автором королей-тиранов за их фанатичное поклонение Богу. При этом у главных героев были реальные образцы, которые были знакомы читателям.

Следующей важной работой стала сатирическая пародийная поэма «Орлеанская девственница», написанная в 1730 году, но опубликованная гораздо позже – в 1762 году. До этого момента поэму выпускали фрагментами анонимно. «Орлеанская девственница» завораживала читателей реальной историей, произошедшей с известной французской героиней Жанной Д’Арк. Однако это не биография смелой девушки, а критика французского общества и церкви.

Это литературное произведение прочитал на одном дыхании сам А.С. Пушкин и даже пытался подражать французскому писателю, создавая «Руслана и Людмилу». Однако позже, уже взрослея, великий русский поэт пересмотрел свои взгляды и посчитал ранее любимое произведение весьма неприемлемым.

Творчество Вольтера включало в себя и философскую прозу, которая была тогда чрезвычайно популярна. Приключенческие истории переплетались с вопросами о предназначении человека, силе оптимизма и борьбе с пессимизмом.

Истории обладают запоминающимися и яркими названиями. Одной из таких является "Простодушный" — роман-воспитание, включающий в себя лирику и философию. Сюжет строится вокруг типичного персонажа — благородного дикаря, наподобие Робинзона Крузо, жившего в эпоху Просвещения, который ярко демонстрирует врожденную моральность человека до его знакомства с цивилизацией.

Нельзя не упомянуть самую цитируемую книгу под авторством Вольтера — "Кандид, или Оптимизм" (написанную в 1759 году), которую справедливо можно назвать мировым бестселлером. В свое время данное произведение долго ожидало своего издания, так как оно было запрещено из-за вульгарности и непристойности. Из-за неизвестных причин Вольтер не считал эту книгу удачной и иногда отрицал свое авторство.

Согласно узам судьбы, Вольтер оказался вновь в Бастилии. Холодные стены, запах, одиночество и объединение мыслей снова стали его реальностью. Провиной стала оскорбительная реплика шевалье де Рогана, который, в свою очередь, насмеялся над псевдонимом писателя, опираясь на свое желание скрыть свое низкое происхождение.

Вольтер не медлил с ответом, из которого было понятно, что его ожидает слава, а обидчику — забвение. За свою дерзость лакей де Рогана безжалостно порол писателя. Этот случай пробудил в Вольтере чувство справедливости и навсегда укрепил его отвращение к предвзятости в любых ее проявлениях. По приказу короля Вольтер был отослан в Англию.

Политический строй Англии в то время был совершенно отличным от консервативной Франции, ориентированной на монархию. Это впечатлило писателя и вновь вдохновило его. Здесь Вольтер завел полезные знакомства с английскими философами, утверждающими, что человеку совсем не обязательно обращаться к церкви, чтобы обратиться к Богу.

Свои мысли, возникшие во время путешествия по Англии, французский философ отразил в трактате "Философские письма", поддержав в нем учения Джона Локка и отрицательно отзываясь о материалистической философии. Основные идеи "Философских писем" — равенство, уважение к частной собственности, безопасность и свобода. Интересно, что Вольтер никогда не отрицал возможность жизни после смерти, но при этом никак не освещал это в своих произведениях.

Однако автор не остановился на этом и громко высказывал свои мысли о вопросе человеческой свободы, что привело к тому, что Людовик XV, прочитав его трактат, приказал сжечь труд Вольтера и отправить его в Бастилию. Для Вольтера оказаться в Бастилии в третий раз было равносильно смерти, поэтому он бежал в Шампань, где его ждала возлюбленная.

Вопреки тому, что Вольтер критиковал церковь, он не считал себя атеистом и не поддерживал атеистскую пропаганду.

Личная жизнь

Время, свободное от творчества, Вольтер предпочитал проводить за шахматной доской, вместо того чтобы заниматься личной жизнью. В течение целых 17 лет его постоянным соперником был иезуитский отец Адам, проживавший в доме Франсуа-Мари Аруэ.

Музой и вдохновителем Вольтера была маркиза дю Шатле — возлюбленная. Эта женщина была увлечена физикой и математикой, и ей даже удалось поработать над переводом великого труда самого Исаака Ньютона.

В то время как Эмили уже была замужем, она утверждала, что исполнять свои обязательства перед мужем можно только после рождения детей. Поскольку детей пока не было, она, соблюдая приличия, продолжала вести романы с романтичными математиками и изысканными физиками.

В 1733 году произошло знакомство с Вольтером, а в 1734 году красавица спасла его от преследования возлюбленного. Они нашли убежище в полуразрушенном замке её мужа, где Вольтер провел пятнадцать лет, возвращаясь туда из долгих поездок.

Влюбленные разделяли общее увлечение, любя ломать голову над математическими задачами и формулами. Однако осенью 1749 года произошла трагедия — умерла Эмили в родах, и Вольтер впал в отчаяние, осознав, что потерял единственную любовь своей жизни.

Мало кто знал, что Вольтер был очень богат. Благодаря своим инвестициям, он разбогател к 40 годам, позволяя себе покупать корабли, драгоценные картины и скульптуры, а также имея собственное гончарное производство.

Смерть

Известность Вольтера сохранялась до конца его жизни. Многие его современники мечтали посетить старика, однако не всем это удавалось. Философу приходилось прятаться от французских королей, но в конце концов он все-таки вернулся на родину перед смертью.

В возрасте 83 лет скончался создатель. Его останки покосятся в национальной усыпальнице в Пантеоне (Париж).

Интересные факты

  • Вегетарианство можно назвать одной из основных принципов Вольтера. Несколько раз он осуждал причинение боли животным и утверждал, что только глупец может думать, что у животных нет чувств. Хотя он не делал этого публично, он старался избегать употребления мяса.
  • Вольтер был зависим от кофе. Неудивительно, что он мог работать до восемнадцати часов в день благодаря этому напитку. Без него это было почти невозможно. В день Вольтер мог выпить до 40 чашек кофе.
  • Известно, что писатель был мастером иронии. Когда его спросили, над кем или чем он не стал бы шутить, его ответ был: "Единственное, над чем не стоит шутить, это над собой".

Если вы обнаружили опечатку, пожалуйста, сообщите нам, выделив этот текст и коснувшись выделенного текста.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий