Всеволод Мейерхольд (подлинное имя – Карл Казимир Теодор Мейергольд) – выдающийся русский и советский режиссёр, актёр и учитель театра. Он был реформатором театрального искусства, создателем программы «Театральный Октябрь» и метода актёрского мастерства, известного как «биомеханика».
Исходя из классических традиций театра, Всеволод Мейерхольд, вдохновленный революцией, применял нестандартные режиссёрские методы и создавал спектакли нового типа. Он разработал собственную технику сценического монтажа и биомеханики. Его жизнь была оборвана трагически, но он сделал огромное количество для развития театрального искусства. Даже Константин Станиславский, несмотря на разногласия, признавал Мейерхольда своим единственным настоящим творческим наследником.
Детство
Карл Майергольд родился 9 февраля (28 января) 1874 года в Пензе. Он был восьмым ребенком в семье обрусевшего немецкого винозаводчика Эмилия Майергольда. Его мать, Альвина Неезе, прививала ему любовь к театру, часто устраивая дома театрализованные музыкальные вечера.
Под ее руководством Карл стал активным участником Пензенского кружка любителей театрального искусства, где он сыграл свою первую значительную роль в спектакле «Горе от ума». В 18 лет он поставил свой первый спектакль, премьера которого совпала с днем смерти его отца. Однако это не помешало провести премьеру спектакля.
Театральная юность
После завершения обучения в мужской гимназии в 1895 году, Мейерхольд поступил на юридический факультет Московского университета. В течение года он проявил свой бунтарский дух, отказавшись от семейных традиций, приняв православие вместо лютеранства, сменив имя на Всеволод в честь своего любимого писателя Гаршина, сменив учебное заведение и вступив в брак с детской подругой, актрисой Ольгой Мунт.
Решающим моментом в своей судьбе стала премьера «Отелло» под руководством Константина Станиславского. После посещения этого необычного спектакля, Мейерхольд осознал, что его истинное призвание – театр, и бросил учебу в университете ради актерского курса в театрально-музыкальном училище при Московском филармоническом обществе, где учился у Владимира Немировича-Данченко, коллеги и соратника Станиславского. В 1898 году он вошел в труппу только что открытого МХТ, где его педагогами были Станиславский и Немирович-Данченко. Первыми ролями Мейерхольда в МХТ были Василий Шуйский в пьесе А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», принц Арагонский в «Венецианском купце» Шекспира и Треплев в «Чайке» А. Чехова. За два сезона он сыграл 18 ролей, однако его слава пришла не в качестве актера.
Режиссура
В 1902 году молодой режиссер начал свою карьеру постановщика. После конфликтов с Немировичем-Данченко, он основал «Товарищество новой драмы» в Херсоне вместе с группой актеров. Вместе с актером Александром Кошеверовым, Мейерхольд поставил пьесы Чехова, Гауптмана, Горького и Толстого. За три сезона было поставлено около 200 спектаклей.
В театре Мейерхольда зародился уникальный «подход», который отличался от психологизма Станиславского, акценты ставились на внешней выразительности и пластике. Театр часто гастролировал, но Мейерхольд понял, что провинциальные города не подходили для его творческих экспериментов, поэтому он уехал в Москву. Станиславский предложил ему совместную работу над созданием филиала МХТ – Театра-студии на Бородинской. В 1905 году Мейерхольд готовил три спектакля в качестве режиссера, но они так и не увидели свет, так как на генеральных репетициях Станиславский отверг способ построения сцены, выбранный Мейерхольдом, и закрыл студию.
Новая стадия Мейерхольда в его творческих поисках связана с сотрудничеством с петербургской актрисой Верой Комиссаржевской. Он возглавил её Драматический театр на Офицерской улице и постановил там 13 спектаклей, в которых воплотил некоторые свои идеи о создании зрелищного театра.
Его постановка "Балаганчика А. Блока в 1907 году положила начало так называемому «условному театру», который ориентировался на текст, а не на действие. Однако ни этот спектакль, ни постановки пьес уже популярных авторов интеллектуальной драмы (Г. Ибсена, М. Метерлинка, Л. Андреева) не принесли успеха театру на Офицерской, и публика все реже начала посещать студию. Вера Фёдоровна, несмотря на свою любовь к Мейерхольду и его творчеству, была вынуждена уволить его.
Тем не менее "Балаганчик Мейерхольда вызвал большой резонанс как у зрителей, так и у критиков Петербурга. Мнения о нем были противоположные. В любом случае спектакль стал событием в театральной жизни столицы, и автора постановки пригласили сперва в Мариинский, а затем в Александринский театр, чтобы освежить застарелый ритуальный академизм этих театров.
Он с горячностью работал в императорских театрах 10 лет, постоянно конфликтуя с изнеженными и высокомерными актерами. В экспериментальном духе Мейерхольд поставил 21 драму и 10 музыкальных спектаклей, включая шедевральный "Маскарад по М. Лермонтову на сцене Александринского театра. Режиссерская партитура "Маскарада гармонично соединила художественную работу А. Головина, музыку, актерскую игру, мизансценический рисунок, ритм и темп в единое целое. Буржуазный по своей сути спектакль готовился шесть лет, и на него были потрачены огромные для тех времен средства. Он вышел в дни февральской революции 1917 года и стал своего рода завершающим аккордом в творчестве Мейерхольда перед тем, как режиссер погрузился в мир агитационного театра.
«Театральный Октябрь» и ГосТиМ
Октябрьская революция привнесла в жизнь Мейерхольда новые возможности для экспериментов. Режиссер переоделся из элегантного военного костюма в рабочую куртку с фуражкой и вступил в ряды РКП(б). Он стал заведовать Курсами мастерства сценических постановок и поставил первый советский гротесковый спектакль «Мистерия-буфф» по В. Маяковскому, оформленный К. Малевичем. Чтобы создать актеров нового типа, Мейерхольд разработал систему биомеханики, которая делала их подобными цирковым артистам – мобильными, физически сильными и готовыми к выполнению задач на сцене.
В период 1919–1920 годов, путешествуя по Крыму и Кавказу, Всеволод Мейерхольд был арестован белогвардейцами, провел несколько месяцев в тюрьме в Новороссийске и чуть не был расстрелян. Однако благодаря изменению власти ему удалось избежать этой участи.
В 1920 году режиссёр возглавил театральный отдел Наркомпросса по приглашению наркома просвещения А. Луначарского. На новой должности он начал бороться с академическими театрами и провозгласил новое направление в искусстве под названием «Театральный Октябрь», требующее политизированных спектаклей. После реорганизации театрального отдела Мейерхольда освободили от должности, но он получил возможность создать свой собственный театр в Москве, изначально названный «Театр РСФСР-1», а затем переименованный в театр имени Всеволода Мейерхольда (ТиМ) и получивший государственный статус в 1926 году. В этом театре режиссёр поставил вторую версию спектакля «Мистерии-буфф», следуя своей программе «Театрального Октября».
С начала 1921 года Мейерхольд начал преподавать в экспериментальной мастерской государственных театральных курсов, где формировал новый тип актёров по своей системе. Его имя постоянно встречалось на афишах, страницах театрального журнала «Крокодил» и «Смехач», а также в газетных столбцах. Он был объектом комических куплетов, театральных пародий и миниатюр.
Неудивительно, что каждое его выступление на конференциях или в диспутах долго обсуждалось, и его речи воспринимались как творческий постулат. Рядом с Владимиром Маяковским он возглавлял новое революционное искусство. В Политехническом музее и театре «Эрмитаж» регулярно проходили его острые публичные споры с другим гигантом театра – Александром Таировым.
Личная жизнь
В личной жизни режиссёра в период его успеха также произошли перемены. В 1924 году он развелся с тихой и смиренной Ольгой Мунт, оставив за собой троих дочерей, и вступил в брак с Зинаидой Райх — красавицей, которая ранее работала секретарем в Наркомпроссе и пришла в его театр.
Этот брак был немедленно объектом клеветы со стороны газетчиков и сплетников, которые превратили их историю любви в обыденную мелодраму. Они писали, что известный режиссёр ушел из семьи к молодой актрисе. Но на самом деле, все было не так. После брака с буйным и беспокойным Сергеем Есениным, Райх, в конце концов, смогла осуществить свою мечту о семейном счастье. Она стала не только первой актрисой в театре Мейерхольда и его сторонницей, но и заботливой женой и нежной подругой.
Жизнь творческой пары со временем начала затмевать то обстоятельство, что у Зинаиды Райх была психическая болезнь, которая усиливалась в моменты сильных эмоциональных перегрузок. Актриса могла впадать в апатию или, наоборот, проявлять агрессию. Она всегда была желанной гостьей на правительственных приёмах. Однажды на большом мероприятии в Кремле она закатила публичную сцену, обвинив М. Калинина, известного своим пристрастием к молодым балеринам, в том, что он «бабник!». Мейерхольд частно консультировался с психиатрами, но не решался отправить супругу в клинику.
Когда в 1937 году на Мейерхольда начала литься критика, болезнь Райх обострилась, и она написала откровенное письмо Иосифу Сталину, которым хотела защитить своего мужа, но в итоге погубила и его, и себя.
Крах
Приход Зинаиды Райх в ТиМ в 1924 году внес изменения в работу театра. Мейерхольд снял с работы талантливую актрису Марию Бабанову, которая ранее играла главные роли. Ушел из театра великий Эраст Гарин. После того, как режиссер отдал роль Гамлета своей жене, Николай Охлопков подал заявку на роль Офелии, за что был уволен. Райх была актрисой с большим пафосом, что вызывало неоднозначные реакции.
В 1934 году Мейерхольд поставил спектакль «Дама с камелиями» с участием Зинаиды Райх в роли Маргариты Готье. Иосиф Сталин не одобрил спектакль, посчитав его слишком буржуазным. Актриса решила написать волнующее письмо руководителю страны. В то время откровенные письма Сталину считались неуместными, поэтому власти начали гонения на Мейерхольда и его супругу. Все началось с публикации статьи Платона Керженцева в газете «Правда» с яростной критикой "буржуазных формалистских позиций" ТИМа, а в январе 1938 года театр был закрыт.
После примирения Мейерхольда со Станиславским, тот взял его в свой Оперный театр в качестве второго режиссёра. После ухода Станиславского в августе 1938 года, Мейерхольд стал главой театра. Он завершил постановку оперы «Риголетто», начал репетировать оперу «Игрок» и балет «Стальной скок», но эти спектакли так и не были представлены зрителям.
В ночь с 19 на 20 июня 1939 года Мейерхольда задержали в Петербурге. В его московском доме была проведена обыск, а спустя несколько дней Зинаида Райх была жестоко убита в собственной постели. Убийц так и не удалось найти.
Мейерхольда поместили в Лубянскую тюрьму на несколько месяцев. Под давлением и пытками он признался во всех обвинениях против себя и других представителей культуры, но перед своей смертью отказался от своих слов. 2 февраля 1940 года его расстреляли по обвинению в контрреволюционной деятельности. Последнее сообщение от режиссёра из тюрьмы было печальным письмом Председателю Совнаркома СССР В. Молотову, в котором он рассказал о унижениях и избиениях 66-летнего человека.
В 1955 году произошла реабилитация Всеволода Мейерхольда после его смерти. Поскольку точное местонахождение его могилы неизвестно, Мария Валентей, внучка режиссёра, установила общий памятник на могиле Зинаиды Райх. Этот памятник находится на Ваганьковском кладбище в Москве.
Режиссёрские работы
- 1906 — «Сестра Беатриса»
- 1906 — «Гедда Габлер»
- 1906 — «Балаганчик»
- 1913 — «Электра»
- 1918 — «Мистерия-Буфф»
- 1920 — «Зори»
- 1921 — «Союз молодёжи»
- 1921 — «Мистерия-буфф»
- 1922 — «Нора»
- 1922 — «Великодушный рогоносец»
- 1922 — «Смерть Тарелкина»
- 1923 — «Земля дыбом»
- 1924 — «Учитель Бубус»
- 1924 — «Лес»
- 1925 — «Мандат»
- 1926 — «Ревизор»
- 1926 — «Рычи, Китай»
- 1927 — «Окно в деревню»
- 1928 — «Горе уму»
- 1929 — «Клоп»
- 1929 — «Командарм-2»
- 1930 — «Выстрел»
- 1930 — «Баня»
- 1931 — «Последний решительный»
- 1931 — «Список благодеяний»
- 1933 — «Вступление»
- 1933 — «Свадьба Кречинского»
- 1934 — «Дама с камелиями»
- 1935 — «33 обморока»