Заха Хадид — талантливая архитекторка с иракскими корнями, которая стала первой женщиной, удостоенной Притцкеровской премии. Ее уникальный стиль признают по всему миру, а ее проекты являются воплощением современного архитектурного искусства.
Детство и юность
Жительница Багдада, дата рождения — 31 октября 1950 года. Родители принадлежали к состоятельному сословию: отец занимался политикой, а мать увлекалась живописью. Семья жила в изобилии и имела возможность обеспечить детям лучшее образование.
Уже в детстве будущий архитектор проявляла интерес к искусству. Подражая матери, она рисовала картины, а позднее начала создавать бумажные макеты различных зданий.
После окончания школы, молодая женщина училась в филиале Американского университета в Бейруте на математическом факультете. После получения диплома, Заха переехала в Лондон, где поступила в престижную Архитектурную школу Ассоциации архитекторов. Её наставниками были знаменитые мастера Элиа Зенгелис и Рем Колхас. Во время учёбы, Хадид изучала труды Казимира Малевича и исследовала творчество российских архитекторов прошлого века.
Карьера
В начале своей художественной карьеры девушка увлеклась авангардом, и это направление оказало влияние на ее последующие работы. Преподаватель Рем Колхас очень высоко оценивал талант студентки и считал ее своей лучшей ученицей. Одним из первых ярких проектов Захи стал макет моста через реку Нева, который она разработала в середине 1970-х.
Закончив обучение в Архитектурной школе в 1977 году, молодая архитекторка начала свою карьеру в компании Рема Колхаса. Спустя два года она основала свое собственное архитектурное бюро под названием «Zaha Hadid Architects». Параллельно занимаясь заказами от клиентов, Хадид также преподавала в Ассоциации архитекторов. Сотрудничество с этой организацией продолжалось до 1987 года.
Стоит отметить, что даже в самом начале своей профессиональной деятельности Заха всегда предпочитала работать над нестандартными проектами. Ее интересовали только выдающиеся и перспективные объекты, которые привлекли бы внимание мировой общественности. Сначала молодая архитекторка активно участвовала в различных конкурсах, представляя свои бумажные макеты.
Начальный успех проекта под названием «Пик», созданного для одного предпринимателя из Гонконга, был загублен из-за неожиданного банкротства заказчика. В середине 90-х годов Заха Хадид одержала победу в конкурсе на проектирование Оперного театра в Великобритании. Тем не менее, этот проект не понравился далеко не всем: общественность вынудила застройщика отказаться от смелого решения архитектурной формы и выбрать более традиционного разработчика.
В 1994 году архитектор представила уникальный проект для британского города Лестер, который представлял собой перевернутый небоскреб. Однако из-за различных причин этот проект так и не был реализован. В отличие от этого, проект пожарной станции для компании из города Вайль-ан-Рейне был успешно воплощен и получил одобрение как специалистов, так и жителей города. Тем не менее, многие проекты этого периода остались только на бумаге.
Широкое признание архитектору принесла его работа в 1997 году, когда был реализован ее проект музейного комплекса в Бильбао. В следующем году Хадид участвовала в проектировании двух Центров искусств — одного в Соединенных Штатах, другого в Италии. Оба сооружения стали местными достопримечательностями. Успех Захи закрепился после работы над Центром современного искусства Розенталя, построенного в американском штате Цинциннати.
Мастеров интересовали не только крупные строительные объекты — параллельно она занималась созданием предметов интерьера, декорациями для спектаклей и оформлением галерей. Разработанные дизайнером элементы мебели стали одними из самых востребованных в мире. Модели обуви от Захи вошли в коллекции таких знаменитых брендов, как «Lacoste» и «Melissa». Экспериментальная линия работ мастерицы реализовалась под маркой «Sawaya & Moroni».
В начале 2000-х многолетний труд архитектора был отмечен главной премией выставки «Design Miami». Созданные иракским архитектором малые формы стали экспонатами манхеттенского Музея современных искусств, а также Немецкого музея во Франкфурте-на-Майне. Талантливая женщина объездила весь мир со своими лекциями по архитектурному и дизайнерскому искусству.
Хадид в России
Весной 2004 года важное событие произошло в жизни Захи – ей вручили престижную Притцкеровскую премию. Церемония награждения прошла в одном из залов Эрмитажа в Санкт-Петербурге. После этого творчество Хадид стало известно по всей России, и ее все чаще приглашали для реализации различных проектов. В 2005 году она приняла участие в строительстве жилого комплекса в Москве под названием «Живописная Тауэр».
Взаимодействие арабского архитектора с российскими проектировщиками не ограничилось только этим. В 2012 году по заказу бизнесмена Владислава Доронина она создала дом в уникальном футуристическом стиле. Позже она стала одним из создателей бизнес-центра «Пересвет-Плаза».
В этом же году Хадид разработала проект центра, названного в честь Гейдара Алиева, в столице Азербайджана. Эта работа принесла архитектору премию Британского музея дизайна в номинации «Дизайн года».
Здания, разработанные по ее эскизам:
- Музей MAXXI в Риме
- Отель «Пуэрто Америка» в Испании
- Научный центр в Вольфсбурге
- Фуникулерная станция в Австрии
- Музей искусств в Дании
- Здание школы в Лондоне
- Стадион в Катаре
- Центр водных видов спорта в Лондоне
- Театр в Марокко.
Другие достижения:
- Создание дизайна обуви для брендов «Lacoste» и «Melissa»
- Оформление гастрольного тура группы «Pet Shop Boys»
- Изготовление колец из трех видов золота для бренда «Bulgari»
- Разработка идеального дома для выставки «Imm Cologne 2007» в Германии
- Создание зоны разума под куполом Миллениума
- Дизайн выставочного пространства «Великая утопия» в Нью-Йорке
- Интерьер заведения «Моондзун» в Японии
- Дизайн мебели «Z-series»
- Разработка макетов мебели и столового серебра для бренда «Sawaya and Moroni».
Премию Королевского института британских архитекторов два года подряд – в 2010 и 2011 годах – завоевала дизайнер Хадид. С течением времени созданные ею объекты приобрели все более плавные формы, почти не имеющие прямых линий и углов.
Хадид была так увлечена своим творческим путьем, что не нашла времени для личной жизни. Она не вступала в брак и не имела детей.
Своими собственными творениями мастерша считала своих детей, над которыми она работала день и ночь. Заха провела свою жизнь в Лондоне, владея квартирой рядом с архитектурным бюро.
Болезнь и смерть
Весной 2016 года дизайнер почувствовала резкое ухудшение своего здоровья. После обращения в одну из клиник Майами, ей был поставлен диагноз – бронхит. Однако лечение не принесло желаемого результата, и 31 марта этого же года женщина скоропостижно скончалась. В официальном заключении причиной смерти был указан сердечный приступ.
После своей смерти арабская художница оставила только свои архитектурные проекты. На данный момент их реализацией занимается ее партнер Патрик Шумахер, который занимается завершением оставшихся незавершенных проектов. Среди них – технопарк под Москвой и Деловой центр в Праге.