Зейнаб Ханларова — знаменитая советская певица с восточным характером, Народная артистка Азербайджана, Узбекистана и Армении, общественный деятель. Её роль в распространении азербайджанской народной музыки и композиторского творчества была очень важной.
Детство
28 декабря 1936 года в обычной семье Баку родилась Зейнаб Яхья кызы Ханларова. Её мать, Периджаган, занималась домашним хозяйством и воспитывала пятерых детей, включая будущую звезду. Зейнаб была самой младшей из троих братьев и сестер. Отец, Яхья кызы, как и многие другие мужчины из рабочего квартала Баку, где жила семья Ханларовых, работал на нефтяных промыслах. Любовь к народной музыке и поэзии он внушил девочке.
Первый момент славы нашей героине пришел в ее подростковом возрасте, когда она поднялась на крышу своего дома, чтобы спеть что-то наедине, прекрасный голос привлек внимание соседей, и начинающая артистка была награждена первыми овациями в своей жизни. После окончания средней школы, Зейнаб продолжила образование в педагогической школе имени М.А.Сабира, параллельно занимаясь творчеством в Дворце пионеров. На всех школьных мероприятиях она исполняла мугамы (народные азербайджанские музыкально-поэтические композиции). В 1955 году, за год до окончания педагогической школы, Зейнабу довелось выступить солисткой в бакинской Филармонии с народной песней «Азербайджан маралы», где выступали с ее самодеятельным коллективом по случаю национального праздника. Ее выступление было оценено мастерами народного исполнительского жанра, и ей настоятельно посоветовали серьезно задуматься о карьере в музыке.
Опера
Отказавшись от занятий педагогикой, Зейнаб решила поступить в музыкальное училище имени Асафа Зейналлы, где одним из её преподавателей был Сеид Шушинский — яркий представитель азербайджанской вокальной школы и мастер по исполнению мугамов и теснифов. Он не только обучал Ханларову вокалу, но также уделял внимание её сценическому движению. Под его руководством в 1960 году Зейнаб впервые исполнила мугам «Чартяг» как эксперимент. Удивительная запись женского исполнения мужского мугама до сих пор хранится в Золотом фонде Азербайджанского радио.
После окончания музыкального училища в 1961 году Зейнаб Ханларова стала солисткой Азербайджанской государственной филармонии имени М. Магомаева, также как и Азербайджанского государственного театра оперы и балета им. М.Ф.Ахундова. Ее карьера в оперной сфере была очень успешной, она исполняла главные роли в почти всех постановках.
Наиболее запомнились ее выступления в роли Лейли и Асли в оперных произведениях Узеира Гаджибекова, таких как «Лейли и Меджнун» и «Асли и Керем», а также в роли Санем в опере Шафиги Ахундовой под названием «Скала невест» и в роли Арабзанги в опере Муслима Магомаева под названием «Шах Исмаил». Ее выступления были замечательны не только благодаря великолепному звучанию лирического сопрано, но также и благодаря артистическому темпераменту и использованию танцевальных элементов в ее исполнении.
Фолклор
Зейнаб Ханларова стала солисткой и художественным руководителем ансамбля народных инструментов Азербайджанского радио и телевидения имени А.Бакиханова в 1975 году. В ее репертуаре особое место занимают национальные мугамы: "Чаргях" (или "Чахаргях"), "Махур-хинди", "Гатар", "Харидж сегях", "Хумаюн", "Баяты-Кюрд", "Шахназ", "Баяты Ширназ", теснифы "Шур" и "Дилкеш". Ханенде Зейнаб профессионально исполняла эти музыкальные произведения.
По мнению поклонников, Ханларова обладала невероятно мощным голосом, из-за чего часто отказывалась от использования микрофона. Вместе со своей музыкальной группой она проехала практически всю территорию Европы, давала концерты на Ближнем Востоке, в Китае, побывала в Австралии и США.
Эстрада
Когда-то знаменитый композитор Алекпер Тагиев был очарован уникальными вокальными данными певицы Ханларовой, и он предложил ей исполнить его песню на стихи Гусейна Арифа под названием «Соседка». С этого момента в творчестве азербайджанской певицы наступил новый этап. Она стала известна публике как исполнительница не только оперных арий, но и эстрадных песен. Вскоре Тагиев и Ариф написали для неё ещё одну композицию – «Не вняла я». И тогда уже за Ханларовой прочно закрепилась слава национальной азербайджанской певицы.
В её эстрадный репертуар вошли песни Тофика Кулиева, Арифа Меликова, Алекпера Тагиева, Эмина Сабитоглу, Кара Караева, Фикрета Амирова и других известных композиторов.
Зейнаб Ханларова не только пела (и продолжает петь сегодня) на своем родном азербайджанском языке, но также на русском («Калинка»), грузинском («Долера»), армянском («Нунэ»), греческом («Эла мо»), турецком («Сэни яланчы»), японском («Дарика санга»), арабском и многих других языках.
Зейнаб раскрыла свой талант в 60-80-х годах двадцатого века.
За свою 50-летнюю музыкальную карьеру Зейнаб Ханларова дала концерты в России, Украине, Латвии, Молдавии, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Туркменистане, Индии, Китае, Иране, Ираке, Египте, Израиле, Турции, Грузии, Армении, Болгарии, Германии, Польше, Венгрии, Австрии, Финляндии, Швеции и Чехии.
Зейнаб Ханларова давала концерты не только в столице Азербайджана, Баку, но и в таких городах, как Гянджа, Ханкенди, Шеки, Шуша, Нахичеван, Ленкоран, а также в других населенных пунктах.
За советское время было выпущено около 40 пластинок с песнями исполнительницы. И по сей день её композиции регулярно звучат по радио и телевидению.
Личная жизнь
Вероятно, множество выступлений заполняло творческую жизнь певицы, оставляя мало места для личной жизни. Относительно ее отношений с мужем Селимом Аббас оглы Бабаевым, чиновником рыбной отрасли, певица никогда не делала откровений. Известно, что они воспитали двух сыновей – Рамина и Рамала. По ее словам, она считает своими детьми не только сыновей, но и невесток, а также многочисленных внуков, которых она воспитывает в лучших азербайджанских традициях. Родные Зейнаб называют ее удивительной матерью и бабушкой, удивляясь тому, что она способна позаботиться обо всех, не стесняя никого.
Артистка активно ведет свои страницы на Fasebook, на YouTube и в Instagram. Ее многочисленные поклонники имеют возможность посещать ее «в гости» и снова наслаждаться ее песнями.
В ходе беседы Зейнаб откровенно рассказала, что считает себя человеком, наполненным счастьем, ведь жизнь дарит ей все то, о чем она мечтала.
Общественная жизнь
Зейнаб Ханларова была избрана в Верховный Совет Азербайджанской ССР по Мирбаширскому округу № 333 XI созыва 24 февраля 1985 года и стала членом Комиссии по культуре Верховного Совета. Также 30 сентября 1990 года Ханларова была избрана депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР XII созыва от Бакинского округа № 266.
12 ноября 1995 года она была избрана депутатом в Милли Меджлис от Тертерского избирательного округа № 86. 5 ноября 2000 года она была избрана от Кобустан-Хызы-Сиязанского округа № 62. 6 ноября 2005 года была избрана от Кобустан-Хызы-Кубинского округа № 50. 7 ноября 2010 года и 1 ноября 2015 года — от Кобустан-Хызы-Сумгаитского округа № 50. С 1995 года она является Членом Комиссии по культуре Милли Меджлиса.
В 1975 году Ханларова была удостоена звания народной артистки Азербайджана. Через три года она также была награждена этим званием в Узбекистане и Армении.
Биография артистки украшена впечатляющим списком наград и премий:
- Государственная премия Азербайджанской ССР (1988 год)
- Почётный приз «Золотой диск» Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия» – за грамзаписи азербайджанских песен и песен народов Востока
- Орден Дружбы народов
- Орден «Знак Почёта»
- Орден «Слава» (Азербайджан) (1996 год)
- Орден «Независимость» (Азербайджан) (2006 год), за заслуги в развитии музыкальной культуры Азербайджана
- Орден «Гейдар Алиев» (2016 год)
- Высокая награда Президента Азербайджанской Республики (2011 год) за активное участие в распространении азербайджанской культуры