Жан-Батист Симеон Шарден – знаменитый французский художник XVIII века, известный своим уникальным подходом к цветовой гамме и мастерством работы с пастелью в период Просвещения. Он специализировался в создании произведений жанровой живописи и был выдающимся членом Парижской академии художеств, где занимал должности советника и казначея.
Детство и юность
Жан-Батист Шарден родился и вырос в Париже, в районе Сен-Жермен-де-Пре, в семье ремесленников. 2 ноября 1699 года произошло счастливое событие — рождение будущего художника. Несмотря на неаристократическое происхождение, у Жан-Батиста было трудное, но счастливое детство. Общение с отцом и его коллегами, а также с другими жителями квартала дало ему первый опыт в искусстве.
Родители оценили талант мальчика в рисовании и надеялись, что он сможет достичь больших высот. Они отдали его в ученики к известному художнику Пьеру Жаку Казу. Именно у него Жан-Батист получил свои первые уроки искусства. Каза также разрешал мальчику копировать свои работы, чтобы он мог оттачивать свои навыки.
После того, как Шарден получил свой первый опыт в живописи, он продолжил обучение, став учеником гравера Ноеля Куапеля, а затем у портретиста Жана-Батиста ван Лоо, который сыграл важную роль в его жизни. Под его руководством Шарден занимался реставрацией фресок знаменитого дворца Фонтенбло. Ван Лоо научил его мастерству колористики и способности передавать малейшие оттенки цвета. Он также внушил ему любовь к натуралистичной портретной живописи, которая отличалась от творений известных голландцев.
Первые опыты в творчестве
Жан-Батист Шарден начал заниматься живописью уже достаточно поздно. Его первой успешной картиной стала «Скат», созданная в 1728 году. Натюрморт, представленный на выставке начинающих художников в академии живописи, был настолько искусно выполнен, что получил одобрение от почетного члена этого общества, Никола де Ларжильера. Вдохновленный картиной, он посоветовал Шардену продолжать свое образование. Жан-Батист принял рекомендацию такого знаменитого критика, поступив в академию живописи и скульптуры.
Успешная карьера
Шарден завоевал признание и славу в 45 лет благодаря узнаваемому стилю своих работ, их завершенности и зрелости. Этой картины было удостоено высоких оценок, это произведение в жанровом стиле называлось "Молитва перед обедом". После этого последовал ряд успешных работ.
В отличие от других художников, Жан-Батист Шарден не мечтал о далеких странах и морских пейзажах. Он был удовлетворен тем, что ему давала его малая родина. Все свои картины он создал в Париже, не покидая его ни на день.
В его творчестве всегда преобладала реалистичность. Шарден сознательно избегал копирования фламандской техники с ее грубостью, нарочитостью, а также пасторальных сюжетов и мифологии. Он не шел по пути моды, а создавал ее. Пока другие академические художники работали над преувеличенно пасторальными сюжетами, Жан-Батист обращал внимание на окружающий его мир.
Каждая картина в зрелом творчестве Шардена была связана с его родными кварталами и людьми, живущими в них. И если до 1739 года художник был известен скорее натюрмортами, то позже его уже прославили как портретиста, способного замечать и запечатлевать простые бытовые сцены.
В 1743 году Жан-Батист Шарден получил звание советника академии художеств в Париже. И через 7 лет он стал здесь казначеем. Его репутация была настолько высока, что его приняли в члены руанской академии наук, словесности и изящных искусств.
Дени Дидро лично восхищался работами этого художника. Шарден был мастером реализма, которого противопоставляли придворным художникам, занятым изображением сцен из жизни дворянства и куртизанок. Особенно ценилось его умение передавать цвета, в чем он достигал высочайшего мастерства. Только смешивая красную и черную краску, Жан-Батист мог создать целую палитру оттенков.
Его заказчиками были императорские дворы по всей Европе. Даже Екатерина II обратилась к нему с просьбой написать натюрморт для украшения стен строящейся в то время петербургской Академии художеств.
В зрелом возрасте Шарден решил изучить новый метод, работая с пастелью. Именно с помощью этой техники он создал свой самый известный «Автопортрет», когда ему было 76 лет.
Живописные работы Жана-Батиста-Шардена сегодня представлены в различных галереях по всему миру. Этот известный художник эпохи Просвещения получил высокую оценку истинных ценителей искусства. Среди его самых известных работ — не только натюрморты и жанровые сцены, но также портреты.
Одной из ранних работ мастера, которая завоевала признание, был натюрморт 1730 года под названием "Мертвый заяц". С большой степенью реализма Шарден изобразил на этой картине трофей охотника, воссоздавая стиль голландских мастеров, но при этом добавив свою собственную, особенную манеру.
Картина с титулом «Мыльные пузыри», написанная в 1733-1734 году, относится к стилю жанровой сцены. Этот художественный шедевр, выполненный масляными красками, изображает мужчину, который дует радужные пузыри через соломинку. В настоящее время это произведение искусства является частью коллекции Национальной галереи искусств в Вашингтоне.
Изучив творчество знаменитого Рембрандта, Шарден в 1734 году завершил еще одну свою картину, которая была названа двумя разными именами: «Алхимик» и «Художник Жозеф Авед». Эта работа была представлена на выставке в Париже и получила восторженные отзывы от критиков.
Фанаты живописи в России хорошо знакомы с именем Жана-Батиста Шардена благодаря его произведениям, которые представлены в коллекции государственного Эрмитажа. Одно из них, созданное в 1766 году по заказу императрицы Екатерины II, называется «Натюрморт с атрибутами искусства». Еще одно, более раннее, датировано 1744 годом и именуется «Молитва перед обедом». Критики отмечают, что в последнем произведении Шарден достиг особых высот в изображении повседневных сцен.
Среди других известных работ художника можно выделить жанровую картину «Прачка», натюрморт «Банка с оливками» и легендарный автопортрет 1775 года, написанный пастелью. На нем Шарден изображен с очками и чепцом, по моде того времени, с цветным шейным платком, в простой грубой одежде.
Личная жизнь
Жан-Батист Шарден пережил немало тяжелых испытаний в своей личной жизни. Его первый брак был заключен в молодом возрасте с женщиной по имени Маргарита, о которой мало что известно. Она сыграла важную роль в жизни художника, помогая ему стать мастером. У них родились двое детей — сын и дочь. Но потом на Шардена обрушилось горе: он остался вдовцом, и вскоре после смерти жены он потерял и свою дочь.
Оставшись один с младенцем на руках, отчаявшийся отец постарался передать ему основы своего искусства. В дальнейшем, несмотря на то, что он оставался непреуспевающим художником, Шарден повторно вступил в брак. На этот раз с наследницей богатой семьи Франсуазой-Маргаритой Пуж. Но и этот брак не принес ему счастья. Их дочь умерла в младенчестве, а сами супруги не очень-то ладили друг с другом.
Смерть
Старость Жан-Батиста Шардена настигла в его любимом городе Париже, но она была нелегкой. Тяжелые болезни, интриги среди художников, критика его поздних работ — все это подрывало его здоровье. Еще одним ударом было самоубийство его любимого сына. Жан-Батист Шарден скончался 6 декабря 1779 года, оставив богатое творческое наследие и продолжая заниматься живописью до последних дней своей жизни.