Жан Кокто — биография и творчество писателя

Известный французский литератор Жан Кокто был не только поэтом, но и писателем, драматургом, сценаристом, художником и режиссером. Его наследие включает в себя множество произведений, как прозаических, так и стихотворных, а также фильмы «Орфей» и «Завещание Орфея».

Детство и юность

Летом 1889-го года во Франции появился на свет Жан. Отец мальчика занимался юридической деятельностью, но также увлекался живописью. К сожалению, когда Жану исполнилось 9 лет, его отец покончил с собой. Этот трагический инцидент оказал огромное влияние на ребенка. Взрослея, Жан назовет смерть своей родительской «возлюбленной».

Этот момент станет основной темой в его произведениях.

Жан вырос в семье своего дедушки, который тоже был ценителем искусства. Он увлекался классической музыкой, коллекционировал греческие статуи, а также имел в своей коллекции произведения Делакруа и Энгра. В доме дедушки постоянно устраивались спектакли и концерты, и Жан с удовольствием участвовал в них. Позже Жан говорил, что именно своему дедушке он обязан своим воспитанием и образованием.

Творческий путь

Жан с удовольствием погружался в различные формы искусства. Он успел попробовать себя в прозе, стихах, музыке и изобразительном искусстве. Он также профессионально занимался сценическим и кинематографическим искусством.

Творческая жизнь Жана Кокто началась с поэзии. Первые стихи лирика были написаны им в 1906 году. В этом году были опубликованы такие его произведения, как «Легкомысленный принц», «Лампа Алладина», «Танец Софокла». Кокто считал лирику основой всех видов искусства и продолжал заниматься поэзией всю свою жизнь. Он опубликовал множество сборников, среди наиболее известных «Леона», «Греческий ритм» и «Словарь».

В книге с названием «Опера» можно увидеть элементы сюрреализма. В сборнике «Стихи» уже прослеживаются мотивы дадаизма. В последние годы жизни, будто предчувствуя приближающийся конец, Кокто опубликовал поэму «Реквием». Эта стихотворная работа была издана всего за год до смерти поэта. В «Реквиеме» соединились основные тематические направления в творчестве Кокто.

В начале XX века в богемном мире Парижа жил одаренный молодой человек. Он быстро завязал дружбу с такими знаменитостями, как Эдит Пиаф, Марсель Пруст, Эрик Сати, Пабло Пикассо и другими. Изначально он склонялся к классицизму в своем творчестве, однако влияние Сергея Дягилева и Пруста заставило его расширить свои интересы. Позже его пригласили работать с "Русским балетом" Дягилева, где он создал либретто для спектакля. Параллельно он писал произведения для других театров и постановок.

В 1913 году Кокто обнаружил интерес к творчеству Игоря Стравинского. Молодой человек даже стал другом великого композитора. Несколько лет спустя поэт посвятил свою книгу русскому композитору под названием «Потомак».

Драматические эксперименты Кокто часто заканчивались скандалами. Жан создал совершенно новый тип театральных спектаклей, наполненных удушающим настроением «потерянного поколения». В то же время писатель отвергал все традиции прошлого. Вместе с Пикассо и Сати Жан в 1917 году поставил авангардный балет под названием «Парад».

На афише к представлению впервые появилось знаменитое слово – сюрреализм. В спектакле использовались элементы акробатики и спорта.

Сати оказал большое влияние на творческое развитие Кокто. Жан описывал музыку своего наставника как простую, понятную, но удивительную. Благодарность Сати отразилась в книге писателя «Петух и арлекин». Однако спустя десятилетие Кокто высказывал критику в адрес авангардистов в своем эссе под названием «Призыв к порядку».

Жан увлекался античной мифологией и, как его предшественники, Кокто переписывал сюжеты античных пьес в современном стиле, такие как «Царь Эдип», «Антигона», «Адская машина» и другие. Однако, наиболее значимым переосмыслением античного мифа в творчестве Кокто является сюжет об Орфее, который можно назвать главной темой в его работе.

Постепенно у Жана Кокто лирика отходит на второй план, а писатель начинает проявлять больше интереса к прозе, чем к поэзии. Его первым прозаическим произведением стал роман под названием «Самозванец Тома». В этой книге француз рассказал о своих впечатлениях от событий Первой мировой войны. Заметно, что практически во всех произведениях Кокто раскрываются одни и те же темы. Особенно выделяется роман писателя «Ужасные дети», выпущенный в 1929 году, где все персонажи умирают, не покидая пределов «рая детской любви».

В данный период времени Кокто демонстрировал высокую продуктивность. Он создал литературные произведения и поставил театральные постановки.

Кокто также проявлял интерес к изобразительному искусству. Он создавал удивительные графические работы, которые были опубликованы в сборнике графических рисунков Жана в 20-е годы. Жан считал свою работу в области рисования подобной работе писателя — он старался выразить на бумаге свои мысли, чувства и жизненные переживания. Особенно у него хорошо получались графические портреты.

Жан Кокто также известен как талантливый кинематографист. Он сам писал сценарии к своим фильмам и неоднократно занимал место режиссера. Его дебютным фильмом была картина под названием «Кровь поэта», выпущенная в 1930 году. Фильм основан на древнем мифе об Орфее, который был перенесен в современную обстановку.

После войны Кокто снял следующий кинопроект. Фильм был снят по мотивам известной сказки "Красавица и чудовище". Главные роли исполнили Жан Маре и Джозетт Дэй. В дальнейшем его фильмография пополнилась такими работами, как "Завещание Орфея", "Ужасные родители", "Орфей", "Двуглавый орел". "Завещание Орфея" интересно тем, что фильм представляет собой своеобразный "автопортрет" режиссера.

В этой драме Кокто старался убедить зрителя, что зеркала — порталы в другие измерения, через которые можно попасть в любое время и пространство. Орфея сыграл знаменитый французский актер Жан Маре. Главный герой живет в загородных апартаментах со своей любимой супругой Эвридикой.

Последний фильм, который вышел несколько месяцев до смерти Жана Кокто, стал последним проектом режиссера. В этой картине под названием «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год» главным героем стал писатель, обращающийся к будущим поколениям. Кокто в этом фильме продемонстрировал свое красноречие, что неоднократно отмечали окружающие.

В 1935 году Кокто написал мемуары под названием «Портреты-воспоминания», где рассказывает о своей юности и знакомствах с знаменитыми людьми. Он сравнивает свою жизнь с прекрасным спектаклем, где он был главным героем.

Жан Кокто никогда не скрывал своей личной жизни от публики. Он был бисексуалом и в течение двух лет прожил в гражданском браке с актрисой Натальей Палей. Позже он встретил молодого писателя Реймона Радиге и многие годы поддерживал романтические отношения с Жаном Маре.

Знакомство Маре и Кокто произошло в 1937 году в театре "Ателье" в Париже, где должна была состояться премьера спектакля под названием "Царь Эдип" авторства Жана. Маре сразу понравился писателю, и тот назначил его на главную роль.

Благодаря поддержке Кокто, Маре стал одним из самых популярных актеров Франции. Писатель посвящал своему возлюбленному стихи, писал его портреты и часто приглашал на главные роли в своих постановках.

Кокто был зависимым от опиума. В своей юности он мог употреблять несколько десятков порций опиума в день. Он считал себя человеком литературного склада и исповедовал католическую веру.

Смерть

В 1963 году осенью Жан Кокто ушел из жизни. Причиной его кончины стал сердечный приступ. Писатель предвидел свою смерть и создал фрески, которые расположили рядом с его могилой. Он также написал эпитафию, обещая всем друзьям, что всегда будет рядом с ними. Жан Кокто верил в реинкарнацию и был уверен, что обязательно вернется в новом облике.

В 2011 году в Ментоне открылся музей, посвященный Жану Кокто.

Оцените статью
Omnici.ru
Добавить комментарий