Французский актер Жан Маре находится в центре внимания благодаря своим выдающимся ролям в таких фильмах, как «Орфей», «Парижские тайны», «Железная маска», «Граф Монте-Кристо», «Фантомас», «Принцесса и чудовище». Его достижения были отмечены Военным Крестом, орденом Почетного Легиона, премией Луи Деллюка, а также главным призом на Венецианском МКФ — «Серебряный лев» и четырьмя премиями «Бэмби».
Детство
Жан Альфред Виллен-Маре (его полное имя) родился в небольшом портовом городе Шербур 11 декабря 1913 года, в необычной семье. Отец, по имени Альфред Эммануил Виллен-Маре, был ветеринаром. Мать, Мари-Алин Воссор, была профессиональной аферисткой, хотя многие считали, что ее клептоманию вызывала болезнь. Иногда попадаясь за кражами, Мари-Алин отправлялась в тюрьму, исчезая из жизни сыновей на некоторое время. Родители развелись, когда Жану исполнилось 4 года. Мать забрала его и старшего сына Анри, и переехала с ними в Париж.
Перед появлением Жана на свет скончалась его сестра Мадлен, и его мама мечтала о девочке-ангелочке. Однако появился сын, и у матери начались проблемы с депрессией. Она не старалась превратить его в маленькую принцессу, наоборот, внушала ему храбрость и мужество, но мальчик отлично понимал, что не соответствует ожиданиям матери. Однажды он нашел на чердаке дома сундук с одеждой мамы, надел платье и пошел в магазин. Продавцы вели себя с ним, как с юной дамой, и это приятно поразило мальчика.
Одним из самых ярких воспоминаний из моего детства был визит в кинотеатр. Там я увидел фильм «Тайны Нью-Йорка», где главную роль исполнила Перл Уайт. Этот опыт так меня впечатлил, что я решил стать актером. Мы с мамой часто ходили в театр, и однажды я увидел спектакль, в котором главную героиню звали Розали. Мне так понравилось это имя, что я стал называть маму Розали. А мама, в ответ, стала звать меня Кабиша, по имени второстепенного персонажа этой пьесы.
По мере взросления Жанно, как его называли близкие, становился все более буйным и неуправляемым. Он очень любил маму, но ее влияние оказалось для него негативным. Мальчик начал воровать, драться и постоянно лгать. В колледже Сен-Жермен-ан-Ле, куда его послали учиться, он любил разыгрывать педагогов. Учеба у него шла плохо, он часто прогуливал занятия. Жан придумал себе новое развлечение – наряжаться в девушку и заманивать преподавателей, которые не знали что ему вздумалось. Когда обман раскрылся, Маре исключили из учебного заведения. В итоге он сменил три колледжа. В шестнадцатилетнем возрасте Жан Маре закончил католический колледж в Бузонвиле, и начал свою карьеру ученика фотографа. Его учитель оказался хорошим художником, именно он дал парню уроки композиции, научил передавать на холсте свет, цвет, пространство, объем. Маре настойчиво шел к своей цели – стать актером, но для этого нужны были деньги. Он зарабатывал, пиша картины, участвуя в фотосессиях для различных изданий. Три раза молодой человек пытался поступить в Парижскую консерваторию, отправлял свои фотографии на киностудии, но ему не удавалось устроиться хотя бы статистом.
Творчество
Путь к своей мечте Жан начал преодолевать только в 1933 году. Молодого и привлекательного двадцатилетнего парня приняли на актерские курсы, и он очень старался участвовать во всех учебных спектаклях. Его долгожданное сотрудничество с кинематографом началось через год. В 1934 году Жан появился в маленькой роли в фильме «Скандал» режиссера Марселя Л’Эрбье, который был его возлюбленным.
В 1937 году случилось роковое событие в жизни Жана Маре. Он встретил Жана Кокто — режиссера и писателя, благодаря которому стал настоящим профессионалом, востребованным актером и суперзвездой кино. Маре также был связан с Кокто романтическими отношениями. Без Маре не обходилось ни одной постановки или фильма Кокто, их творческое единство подарило миру несколько спектаклей и картин, завоевавших признание зрителей. Маре участвовал в постановке спектакля «Царь Эдип» Кокто, засветился в «Рыцарях круглого стола» в 1938 году и принял участие в съемках фильма «Кармен» в 1942 году, созданного по одноименной опере. Через три года лента появилась в широком прокате и стала невероятно популярной во Франции. Ее посмотрели четыре миллиона человек.
В 1943 году на экраны вышел фильм «Вечное возвращение», сценарий к которому написала его возлюбленная Кокто, пополнив тем самым фильмографию Жана Маре. Это была своеобразная интерпретация истории о Тристане и Изольде. В фильме полон драматизма сюжет о богатом вдовце Марке, проживающем в замке вместе с семьей покойной супруги, в которой подрастает сын-карлик. Маре сыграл роль племянника Марка, который спасает девушку от нападения бандитов. Он пытается найти ей жениха по приказу дяди, но в итоге сам влюбляется в нее, а она отвечает ему взаимностью. Злобный карлик следит за ними, заставляя влюбленных страдать. История любви заканчивается разлукой и смертью.
После того, как Париж освободили от фашистов, Маре отправился на фронт. Его мужество и смелость, проявленные во время выполнения военных задач, были отмечены и он был награжден Военным крестом.
После окончания войны, Маре вернулся к своей профессии режиссера. В 1946 году Кокто снова пригласил своего возлюбленного сняться в своем новом фильме. Этот фильм был назван «Красавица и чудовище», в котором Жан сыграл три роли — друга Людовика Авелана, принца и Чудовища. Критики восторженно встретили этот фильм, называя его «волшебным произведением искусства» и «кинематографическим чудом». Роль красавицы была отдана популярной актрисе Жозетт Дэй. Этот фильм принес Жану Маре его первую премию «Бэмби» в 1948 году, а Кокто был удостоен награды имени Деллюка. В 2005 году рукописный вариант сценария этого фильма был продан на аукционе «Сотбис» за 120 тысяч евро.
В 1947 году был выпущен фильм «Двуглавый орел», где Маре сыграл главную роль. Режиссером этого фильма был Кокто, а партнершей Жана – актриса Эдвиж Фейер. Через год Маре снова встретился на съемочной площадке с Жозетт Дэй, на этот раз в фильме «Ужасные родители». Потом актер появился в «Рюи Блас», где сыграл возлюбленного королевы, исполнение Даниэль Дарье. Маре не любил работать с дублерами, всегда выполнял все трюки сам. И вот на съемочной площадке последнего фильма он чуть не умер, застряв в расщелине между двумя скалами вниз головой.
Спустя два года копилка достижений артиста пополнилась ролью Орфея в удивительном одноименном проекте. Этот образ был признан критиками лучшим из всех, что сыграл Жан Маре на экране. Фильм был номинирован на премию Британской киноакадемии BAFTA.
В 50-х годах 20-го века артист начал сниматься в новом жанре, который прозвали «плаща и шпаги». Он играл людей, следующих кодексу чести, борцов за справедливость и защитников слабых. Самые запомнившиеся фильмы того времени — «Капитан Фракасс», «Граф Монте-Кристо», «Горбун».
Многие режиссеры воспринимали как честь словить в своих работах известного актера. Андре Юнебель предложил Маре роль в своем проекте «Парижские тайны», Абель Ганс выбрал Жана для своего фильма «Битва при Аустерлице», Висконти пригласил его на съемочную площадку фильма «Белые ночи». В 60-е годы зрители впервые увидели трилогию о Фантомасе, где Жан Маре сыграл сразу двух главных героев. Роль комиссара Жюва исполнил неповторимый комик Луи де Фюнес.
Личная жизнь
Взглянув на этого уверенного и сильного актера, любимца миллионов женщин, трудно поверить, что он имел нетрадиционную сексуальную ориентацию. В молодости он установил отношения с мужчиной, первый опыт такого рода отношений был с Жаком де Баланси, любовником его матери. Спустя какое-то время Жан скажет, что не испытывал никакого страха, это было просто интересно.
В течение 26 лет Жан Маре и Жан Кокто были связаны не только творческими, но и романтическими отношениями. Когда Кокто признался в своих чувствах к Маре, он также откровенно признался, что влюблен, хотя изначально не испытывал особых чувств к режиссеру. Впоследствии их взаимные чувства соединили их. Этот союз продержался до 1963 года, когда режиссер скончался.
В 1942 году Маре заключил брак с актрисой Милой Парели, которая играла вместе с ним в фильме «Кровать с балдахином». Их брак продержался до 1944 года. Инициативу в оформлении отношений проявил Жан, который хотел получить 4 дня отпуска, чтобы отдохнуть хоть ненадолго от военных действий. Слухи также ходили о романтических отношениях между Жаном Маре и Марлен Дитрих, но на самом деле они были просто друзьями. После смерти Кокто, любовником Маре стал танцовщик Жорж Райх.
В 1962 году Жан Маре принял решение усыновить ребенка. Его выбор пал на девятнадцатилетнего Сержа, цыганина. Актер хотел дать парню хорошее образование и воспитать его, но Серж больше интересовался девушками и деньгами своего усыновителя. Вскоре он отдалился от Жана Маре, и актер понял, что зря решился на усыновление.
Жан Маре всегда отличалась скромностью и тактичностью. Он не любил неприличного поведения и не позволял такого отношения к себе. Актер не раскрывал свою личную жизнь, но и не скрывал своей нетрадиционной ориентации, что в то время было большой редкостью.
Последние годы и смерть
В конце своей жизни Жан Маре все чаще появлялся на сцене театра. Он сделал заметный вклад в такие великие произведения, как «Король Лир», «Сид», «Тартюф».
В 60-ых годах актер принял решение покинуть шумный мегаполис и уехать из Парижа, чтобы поселиться в своей вилле в Валларисе на Лазурном берегу. Он занимался рисованием и созданием скульптур. Рядом с ним проживала семья гончаров по фамилии Паскали, и ему удалось найти с ними общий язык и освоить это ремесло. В один прекрасный день скульптуры Маре попали в глаза известному художнику Пикассо, который в сердцах заявил, что Жан не имеет право тратить время на актерское искусство, так как у него есть все возможности стать настоящим архитектором.
В период с 1970 по 1995 год арсенал работ Жана Маре пополнился фильмами под названиями «Отверженные» и «Ускользающая красота». В первой cьемке его партнeром стал известный французский актер Жан-Поль Бельмондо.
В 70-е годы Маре выпустил книгу под названием «Сказки Жана Маре», которую украсил своими иллюстрациями. Жан всегда любил Кокто, поэтому в память о нем выпустил книгу, а в 1983 году на сцене Theatre de VAtelier поставил спектакль под названием «Кокто-Маре».
В 1988 году у актера было обнаружено онкологическое заболевание. Он даже не подозревал о наличии рака костного мозга, так как его друзья решили не говорить ему об этом. В 1996 году, перед премьерой спектакля «Буря» по Шекспиру, Маре сильно простудился, но тем не менее вышел на сцену. Он шутил, что зрители не поймут его, если он умрет в момент, когда на каждом углу города весят афиши с его именем. В 1998 году Маре почти не мог передвигаться, но все же посетил выставку в Каннах, где демонстрировались его картины. Он скончался 8 ноября того же года от отека легких.
Избранная фильмография
- 1933 По улицам
- 1941 Сгоревшее строение
- 1942 Кармен
- 1943 Вечное возвращение
- 1943 Безнадежное путешествие
- 1946 Красавица и чудище
- 1946 Шуаны
- 1947 Двуглавый орёл
- 1948 Ужасные родители
- 1949 Орфей
- 1950 Стеклянный замок
- 1950 Чудеса случаются однажды
- 1953 Жюльетта
- 1954 Граф Монте-Кристо
- 1954 Тайны Версаля
- 1955 Наполеон: путь к вершине
- 1957 Жизнь вдвоём
- 1957 Белые ночи
- 1957 Тайфун над Нагасаки
- 1959 Завещание Орфея
- 1960 Битва при Аустерлице
- 1960 Капитан
- 1961 Тайны Бургундского двора
- 1961 Понтий Пилат
- 1962 Парижские тайны
- 1964 Фантомас
- В 1965 году Фантомас начал бушевать
- 1965 — В Кокоди появился джентльмен
- 1966 — Семь парней и одна девушка
- 1966 — Фантомас выступает против Скотланд-Ярда
- 1968 — Пария
- С 1973 по 1974 год Жозеф Бальзамо развлекал публику
- 1996 — Ускользающая красота