Жан-Поль Марат — знаменитый политик времен Великой французской революции, чью роль в истории Франции и мировой политике невозможно переоценить. По профессии врач, он стал одним из самых радикальных и влиятельных журналистов своего времени, возглавив издание под названием "Друг народа". Под его руководством этот журнал стал мощным инструментом в борьбе за права и интересы народа, в связи с чем Марат получил прозвище "Друг народа". Его политические взгляды и активная гражданская позиция привлекли множество сторонников революции. Однако его радикальные идеи также вызывали оппозицию и споры среди противников революционных преобразований.
Детство
В одном из уютных городков Швейцарии, появился на свет будущий революционер. Его отец, Жан-Батист Мара, был уважаемым медиком, а мать, Луиза Каброль, француженка, обеспечили сыну качественное воспитание. Революционер с детства любил вспоминать о матери, видя в ней символ родины, что нашло отражение в его политической деятельности.
В семье царила гармония и спокойствие, воспитание основывалось на развитии интереса к чтению и размышлениям с самого детства.
В семье будущего деятеля было пять детей: трое братьев — Анри, Давид и Жан-Пьер, и две сестры — Мари и Альбертина. Особенно близкие отношения у него были с Альбертиной, которая не только пережила своего брата, но и до 1841 года хранила его рукописи и документы, рискуя из-за политической обстановки во Франции того времени.
Давид, самый молодой из братьев, в 1784 году переехал в Санкт-Петербург, где стал известным преподавателем Царскосельского лицея и завоевал особую симпатию у А.С. Пушкина, получив русское имя Давыд Иванович де Будри.
Информация о других братьях и сестрах остается ограниченной: о Мари и Анри известны только их даты рождения, а Жан-Пьер уехал в Швейцарию, где стал владельцем предприятия по производству часов и компасов.
Интерес юноши к античности имел огромное значение для формирования его будущих политических убеждений. В молодости он с усердием изучал иностранные языки, что впоследствии позволило ему владеть французским, английским, немецким, голландским, итальянским, испанским языками, а также латынью и древнегреческим, что открывало возможность для чтения трудов римских историков в оригинале.
Наука
После смерти родителей Жан-Поль Марат жил за счет репетиторства и практики в медицине, часто меняя место жительства. Он прожил более десяти лет в Великобритании и Нидерландах, где опубликовал несколько книг и памфлетов. Его работы, отличавшиеся резкой критикой устоявшихся авторитетов, вызвали много противников. Среди его планов было желание получить гражданство Великобритании, чтобы вступить в брак с Анной-Летицией Эйкин.
Своими исследованиями в области естественных наук Марат завоевал известность, несмотря на критику своего высокомерного отношения к таким ученым, как Ньютон, д’Аламбер и Лавуазье. Даже те ученые, которые поддерживали его эксперименты, например Алессандро Вольта, не избежали его критики. Одним из уважающих научные достижения Марата был Ж. П. Бриссо, который позже стал его политическим оппонентом и критиковал Французскую академию за отказ признания заслуг Марата.
В 1775 году Марат получил степень доктора медицины от Эдинбургского университета, а с 1779 по 1787 год он занимал должность придворного врача у графа д’Артуа.
Французская академия наук признала его эксперименты в области огня, электричества и других явлений новаторскими, точными и успешными, а его методы – оригинальными.
В 1784 году было опубликовано сочинение Марата под названием «Памятка об использовании электричества в медицине», которое подчеркивает его значительный вклад в развитие медицинских знаний и технологий.
Журналистика
В 1774 году, в период революционных событий в Соединенных Штатах, Жан-Поль Марат выпустил свою первую политическую работу под названием «Цепи рабства». Эта книга была написана на английском языке и предназначалась аудитории Нового Света, но она почти не нашла отклика во Франции. В ней Марат выступил в качестве непримиримого противника всех форм деспотизма, проанализировав их эволюцию на различных этапах развития общества и предложив визию общественного устройства на основе принципа равенства, опираясь на идеи Жан-Жака Руссо, но превзошедшие его в ряде ключевых моментов. Марат особо подчеркнул взаимосвязь между богатством и деспотизмом, акцентируя на более глубоком противоречии между богатыми и бедными по сравнению с конфликтом между феодальным дворянством и либеральной буржуазией.
Марат в 1780 году представил свой проект «План уголовного законодательства», в котором он выступил в роли сторонника школы криминалистов-филантропов. Он обсудил вопрос защиты семей преступников от позора, что нашло понимание у императора Иосифа II. Говоря о правах низших классов в духе просветительства, Марат заявил, что никакие излишества не могут принадлежать отдельным лицам, пока существуют нуждающиеся в обществе. Его основные идеи были вдохновлены идеалами Руссо о том, что все государственные структуры возникли не через общественный договор, а через насилие и угнетение.
Марат был критически настроен к действующему уголовному законодательству. Он считал, что те, кто совершает кражи для выживания, просто используют своё право на жизнь, и обвинял власти в том, что они заставляют бедняков совершать преступления, лишая их средств к существованию. Его труд "План уголовного законодательства" пропитан глубоким сочувствием к угнетённым и призывает к радикальному ограничению применения смертной казни. Марат также выражал оригинальное мнение относительно государственных преступлений, разделяя их на истинные и искусственные, и оправдывая любые действия против несправедливого государственного устройства.
В 1791 году Марат разработал собственный вариант Конституции и Декларации прав человека. Этот обширный документ, состоящий из 60 страниц, оказал значительное воздействие на конституционное развитие Франции в 1793 году, предвосхищая и отражая основные принципы будущих революционных изменений. Исходя из глубокого анализа социальной несправедливости и деспотизма, Марат стремился к созданию общественного порядка, где гарантировалось бы равенство и справедливость для всех слоев населения. Его предложения по конституции и декларации прав человека выделялись радикальными идеями, направленными на устранение социальных барьеров и предоставление гражданских свобод каждому индивидууму.
Таким образом, Жан-Поль Марат был не только одним из ключевых деятелей французской революции, но и мыслителем, опередившим своё время идеями о создании справедливого общества. Его работы, полные страстного протеста против угнетения и деспотизма, вдохновляли многих сторонников и последователей. Марат утверждал, что защита прав и свобод наиболее уязвимых слоёв населения должна стать основой для любого государства, включая радикальное переосмысление и реформирование уголовного законодательства.
Оставив своё наследие в борьбе за права человека и социальную справедливость, Жан-Поль Марат остаётся одной из наиболее противоречивых и в то же время восхищающих личностей периода Великой Французской революции. Его идеи и труды продолжают изучаться и обсуждаться как важный вклад в развитие политической мысли и борьбы за гуманистические ценности.
В 1789 году Жан-Поль Марат написал несколько важных трудов, включая «Подарок родине» и «Список пороков английской конституции», в которых он проводил анализ и критику существующих политических систем и предлагал свою концепцию конституционной монархии. Но его самым значительным вкладом в революционное движение стало основание газеты «Друг народа», первый номер которой был опубликован 12 сентября 1789 года. Это издание продолжало свое существование до самой смерти Марата, несмотря на изменения в названии.
Журнал «Поборник народа» был посвящён обнаружению и негодованию по отношению к тем, кого Марат рассматривал как врагов народа, включая королевскую семью, министров и депутатов Национального собрания. Газета отличалась особой резкостью и непримиримостью в оценках, что способствовало её широкому распространению среди парижского населения и укреплению революционного настроения в обществе. Журнал «Поборник народа» пользовался колоссальной популярностью, его тиражи расходились «нарасхват», а издание было настолько популярным, что появилось множество подделок.
В тот период Марат оказал значительное воздействие на развитие революционного мышления во Франции. Его активная деятельность как общественного деятеля и публициста, включая организацию общественного мнения через печатное слово, играла важную роль в революционной борьбе. Его усилия способствовали распространению радикальных идей среди населения и подготовке к глубоким социальным и политическим изменениям во Франции.
Суровые высказывания издания «Друг народа» привели к гонениям на Жана-Поля Марата, вынудив его прятаться в подземельях и временно уехать в Англию. Но все это лишь усилило его решимость бороться и усилило революционный пыл. Марат призывал к радикальным преобразованиям общества, включая казнь сотен, а то и тысяч предателей. В конце 1791 года он временно переехал в Лондон, где принялся за написание «Экола дю ситуаен» («École du citoyen»), но уже в апреле 1792 года вернулся в Париж, где с новой силой взялся за свою издательскую деятельность.
Марата отличают сложные взгляды на систему правления, и он продолжал поддерживать идею монархии, несмотря на свою яркую активность в борьбе против деспотизма. Однако после событий июля 1791 года, когда были расстреляны протестующие и король пытался скрыться, позиция Марата резко изменилась. Он выразил явную поддержку идеи свержения монархии, которая уже на тот момент была популярна среди жителей. 10 августа 1792 года произошло восстание, которое положило конец монархии, и король был арестован.
В декабре 1792 года Людовик XVI подвергся суду Конвента, призывы Марата к наказанию тиранов привели к тому, что судебный процесс над королём был проведен с соблюдением всех процедур. Марат считал это необходимым для просвещения народа. Решение о казни короля было принято после голосования по его инициативе.
После избрания в Конвент от Парижа Марат возглавил фракцию монтаньяров и стал основной целью жирондистов, которые обвиняли его в подстрекательстве к контрреволюции. В апреле 1793 года его привлекли к суду за призывы к насилию и анархии, основываясь на публикациях в его газете. Однако революционный трибунал оправдал Марата, и он был торжественно возвращён в Конвент.
В свои последние недели жизни Жан-Поль Марат, страдая тяжелым заболеванием, был вынужден оставаться дома, не мог выступать перед публикой или активно участвовать в управлении страной. Тем не менее, его присутствие продолжало вызывать глубокую ненависть у жирондистов, которые уже потеряли власть. В 1793 году его здоровье ухудшилось из-за прогрессирования себорейного дерматита, осложненного вторичными бактериальными инфекциями. Это состояние вызвало у него атопическую экзему и акне, заболевания, на которые он был предрасположен, заботясь о больных английских бродягах.
Генетический анализ ДНК, извлеченной из страниц газет, испачканных кровью Марата, показал его принадлежность к митохондриальным гаплогруппам H2a2a1f и K1a15. Исследования также выявили наличие ДНК патогенных грибов Malassezia restricta, вызывающих себорейный дерматит.
Изнывая от недугов, Марат проводил много часов в ванной, где создавал свои произведения искусства, а также принимал посетителей. Именно в таких условиях, 13 июля 1793 года, его жизнь прервала Шарлотта Корде — сторонница жирондистов, которая впоследствии была возвеличена как героиня в эпоху реставрации и Второй империи. Её поступок вдохновил многих художников того времени на создание произведений искусства.
На смертном одре Марат успел обратиться к своей спутнице последними словами: "«А моей, моя дорогая подруга!»". Его похороны 16 июля прошли с большими почестями в саду клуба Кордельеров, где было помещено его сердце. Позже, 21 сентября 1794 года, останки Марата были перенесены в Пантеон, но уже 8 февраля 1795 года из него извлечены и 26 февраля перезахоронены на кладбище у церкви Сент-Этьен-дю-Мон.
Таким образом, история жизни и смерти Жан-Поля Марата остаётся одной из самых ярких и драматичных страниц французской революционной эпохи, отражающей не только политические баталии того времени, но и личные трагедии участников этих событий.