Жорж Бизе – знаменитый композитор, представитель эпохи романтизма. Он создал романсы, оркестровые и фортепианные пьесы, а также оперы. Особенно всемирную известность ему принесла опера «Кармен».
Талант Жоржа Бизе проявился в различных направлениях, и хотя он мог начать свою творческую биографию с написания большой оперы, он предпочел начинать с небольших пьес, одноактной оперы и музыки к драме «Арлезианка». Как и многие гении, за свою жизнь он не получил должного признания, хотя его произведения живут уже более века и исполняются на мировых сценах.
Детство
Однажды в Париже, 25-го октября 1838 года, появился на свет талантливый музыкант. Родители дали ему имена в честь великих императоров — Александра, Цезаря и Леопольда, а имя Жорж было дано во время крещения. Отец, Адольф Арман Бизе, был педагогом по вокалу, а мать, Анна Леопольдина Эмэ (девичья фамилия Дельсарт), была пианисткой.
В их доме, на улице Тур д”Овень, звучала музыка каждый день, что дало мальчику большую любовь к ней. Вместо игр с друзьями на улице, Бизе изучал нотную грамоту. Он получил свои первые уроки фортепиано от своей матери.
Когда Жоржу было шесть лет, его отправили в школу. Он больше всего любил читать, но его мать настояла на том, что он должен развивать музыкальные способности, и поэтому он проводил много часов за роялем. Его регулярные занятия принесли свои плоды — 9 октября 1848 года он стал студентом Парижской музыкальной консерватории. Его учителем стал знаменитый педагог 19-го века — Антуан Мармонтель. В то время Жоржу было менее десяти лет.
Жорж Бизе обладал музыкальным слухом и феноменальной памятью, благодаря чему он выиграл первую премию на сольфеджио.
Как победитель конкурса, ему предоставили бесплатное обучение композиции у известного преподавателя — Пьера Циммермана. Теперь у Жоржа появилась мечта — он мечтал написать музыку для театральных постановок.
Закончив занятия на фортепиано, Жорж стал учеником Фроманталя Галеви, который был художественным руководителем Театра Итальен в Париже. Молодому композитору нравилось сочинять музыку, и он пробовал себя в разных жанрах.
В то же время, Бизе изучал орган под руководством профессора Франсуа Бенуа. Его пригласили на конкурс, где его мастерство было отмечено второй и первой премией Консерватории.
Музыка
Биография Бизе начала свое развитие еще в период учебы в консерватории. Именно там он создал свою знаменитую «Симфонию до мажор», которую обнаружили в архиве парижской консерватории лишь в 1933 году, а также комическую оперу под названием «Дом доктора».
Впервые имя музыканта стало известно широкой публике после участия в конкурсе, который был организован Жаком Оффенбахом, владельцем театра «Буфф-Паризьен». Участники конкурса должны были написать комедию с четырьмя персонажами. Победитель обещал получить золотую медаль и 1200 франков. Жорж представил перед жюри свою оперетту под названием «Доктор Миракль» и поделил победу с другим участником по имени Шарль Лекок.
Каждый год Академия изящных искусств устраивала соревнование среди композиторов, и в 1857 году Бизе принял в нем участие с кантатой «Кловис и Клотильда». Он был удостоен Римской премии, получил грант и отправился на стажировку в Рим. Жорж был настолько поражен красотой местности, что вдохновленный ею полюбил оперу, погрузился в музыку Моцарта и восхищался полотнами Рафаэля. По условиям гранта, Бизе должен был написать в Риме кантату, но вместо этого у него возникла ода-симфония «Васко да Гамма» и комическая опера «Дон Прокопио».
В 1860 году во время осенней стажировки за границей, композитор был вынужден вернуться домой из-за тяжелой болезни матери. В течение трех лет ему пришлось тяжело трудиться, чтобы прокормить себя, пиша развлекательные мелодии на заказ для кафе-концертов. Также он занимался аранжировкой оркестровых партитур для фортепиано и преподавал частные уроки.
В своем качестве Римского лауреата Жорж столкнулся с необходимостью представить комедию для труппы театра «Опера-Комик», но по личным причинам не смог выполнить это требование. В 1861 году умерла его мать, а через шесть месяцев на небеса ушел его любимый педагог Фроманталь Галеви. Справиться с потерей Жоржу удалось только к 1863 году, когда он наконец-то взял себя в руки и написал романтическую оперу «Искатели жемчуга». Затем, увлекшись сюжетом Вальтера Скотта, он создал еще одну оперу под названием «Пертская красавица».
В 70-е годы Бизе-композитор пережил творческий расцвет. Опера «Джамиле», представленная в театре «Опера Комик», завоевала сердца зрителей и критиков. Изящество арабских мотивов, использованных в этом произведении, поразили всех своей тонкостью. В 1872 году Бизе стал автором музыки к драме «Арлезианка» Альфонса Доде. Первоначальная постановка не имела успеха, поэтому автор переработал ее, и в результате появилась оркестровая сюита.
Безусловную славу Бизе принесла его опера «Кармен», которую, к сожалению, он не смог оценить за свою жизнь. Премьера произошла в 1875 году, но пресса излила на нее такое количество критики, что она стала считаться аморальной и скандальной. Тем не менее, это не помешало поставить ее 45 раз всего за первый год после ее создания. Зрителей становилось все больше, хотя вначале они приходили просто из любопытства, особенно после того, как стала известна смерть ее автора.
К сожалению, великому композитору не удалось получить заслуженное признание за свою музыку за жизнь. Однако лишь спустя год после премьеры его произведение стали восхвалять. Именно такие композиторы как Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер и Пётр Чайковский оценили позитивно оперу. Чайковский даже неоднократно смотрел «Кармен», и написал, что Бизе был вынужден создавать в соответствии с общественными рамками, однако его вдохновляла истинная страсть. Русский композитор также похвалил Жоржа Бизе за удивительный сюжет его произведения, отметив, что последняя сцена вызывает слезы у зрителей.
Зрителям очень понравилась героиня, ассоциируемая с хабанерой, сегидильей и поло. Их сердца также тронули куплеты, исполненные тореадором, ведь они вызывали глубокие эмоции у присутствующих на спектакле.
Впервые Жорж по-настоящему полюбил итальянку по имени Джузеппа. Однако их роман быстро закончился, поскольку Бизе покинул Италию, а его возлюбленная отказалась ехать с ним.
Бизе сильно влюбился в Мадам Могадор, также известную как графиня Шабрийан, оперная певица Лионель и писательница Селеста Венар. Она была старше его и обладала скандальной репутацией. Их отношения не приносили композитору счастья из-за ее перепадов настроения и непристойного поведения. После разрыва Жорж долго страдал депрессией.
Настоящим счастьем для композитора стала его жена, дочь его учителя по имени Женевьева. Родственники девушки были против брака, и им пришлось бороться за свою любовь. Они поженились 3 июня 1869 года и переехали жить в Барбизон, где обосновались все творческие личности того времени.
После начала войны между Францией и Пруссией в 1870 году, Бизе был призван в Национальную гвардию, но скоро освободился от службы благодаря своему статусу Римского стипендиата. Вместе со своей молодой женой он переехал из Барбизона в Париж, где активно поддерживал защитников города.
10 июля 1871 года в этом браке родился мальчик по имени Жак. Кроме того, у Бизе был второй сын, которого родила его служанка Мария Рейтер, и ему было дано имя Жан. Композитор очень любил свою жену и детей, хотя его личная жизнь была неблагополучной. Его жена видела в нем неудачника и вскоре начала роман с соседом-пианистом Эли-Мириам Делабордом. Бизе мучили невыносимые страдания из-за этого.
Загадка смерти композитора остается неразгаданной, считают исследователи. Он скончался в Буживале, куда Жорж, вместе со своей семьей и служанкой, уехал летом. Их дом, в котором они жили, продолжает стоять по сей день.
Композитор был болен, но всё равно решил прогуляться к реке вместе с соседом Делабордом и женой. Бизе был страстным поклонником плавания, поэтому не упустил возможности окунуться в холодную воду. Это произошло 29 мая 1875 года, и буквально на следующий день его атаковала сильная ревматическая боль, сопровождаемая высокой температурой. Кроме того, у композитора перестали слушаться руки и ноги. Ещё через день композитора начали терзать сильные боли в области сердца, и пришедший врач поставил диагноз сердечного приступа. После прихода врача боль ушла, но вскоре снова вернулась.
Весь последующий день композитор скитался в бреду, вечером произошел еще один приступ. Жорж Бизе скончался 3 июня 1875 года, рядом с ним был Делаборд. Смерть наступила из-за сердечного осложнения, вызванного острым ревматизмом суставов.
После уведомления о произошедшем, первым, кто прибыл в Бужеваль, был друг Бизе – Антони де Шудан, который предположил новую версию причины смерти композитора. Он отметил, что на шее его друга было видно рубленую рану, и что нанести ее мог только тот, кто последним видел его живым. Это был Делаборд, любовник Женевьевы, стремившийся к ее вниманию. А живой муж был помехой на его пути. Они так и не смогли пожениться.
Исследователи полагают, что Бизе совершил самоубийство. Он сам нанес себе рану на шее, надеясь, что перережет артерию.
Эти причины имели веское основание. Последние месяцы великий музыкант сражался с депрессией, болезнями и неудачами в творчестве. Перед отъездом на летний отдых, Бизе уладил свои дела, распорядился своим имуществом и наследием. Доктор, обнаруживший его смерть, мог скрыть истинную причину по просьбе родственников.
Документальных подтверждений ни для одной версии нет. Возможно, доказательства могли быть в дневнике Людовика Галеви, дяди Женевьевы, но он уничтожил свои записи. Вдова композитора потребовала у друзей и знакомых, получавших письма от него в течение последних пяти лет, избавиться от них.
Жорж Бизе нашел свое последнее пристанище на кладбище Пер Лашез, где во время прощальной церемонии звучали выдержки из его музыкальных произведений. В 1876 году на могиле композитора был установлен памятник, созданный Полем Дюбуа. На постаменте была выгравирована лаконичная надпись: «Жоржу Бизе, его семья и друзья».