Великая французская писательница Жорж Санд, которая на протяжении всей своей жизни скрывалась под мужским псевдонимом Аврора Дюпен, оставила неизгладимый след в истории литературы.
Ее любовные романы занимают особое место в истории французской литературы и изучаются в школах. Ее произведения до сих пор пользуются популярностью среди женщин.
Детские годы
Будущая легенда мировой литературы, Амандина Аврора Дюпен, пришла в этот мир летом 1804 года. Ее родители были членами состоятельной семьи, но с необычной репутацией. Отец девочки был уважаемым дворянином, сделавшим блестящую военную карьеру, в то время как мать ее была фривольной особой, дочкой простого птицелова, занимавшейся танцами, что на тот момент было неодобряемо обществом. Морис, отец девочки, женился на такой женщине, из-за чего его богатые родственники не признавали маленькую Амандину. Скоро глава семьи умер, и это стало настоящим испытанием для его маленькой дочери.
Поразительно, но именно смерть Мориса подтолкнула его мать начать общение с внучкой. Госпожа Дюпен происходила из богатой семьи и отказалась разговаривать с любимым сыном, когда он женился на обычной танцовщице. Однако уход сына сделал пожилую женщину добрее, и она решает встретиться с девочкой.
Хотя общего языка между госпожой Дюпен и Антуанеттой так и не было, девочке вскоре придется начать жить со строгой бабушкой. Хотя прежде свекровь и невестка ненавидели друг друга, смерть человека, которого они любили, на время сблизила женщин. Антуанетта боялась, что пожилая дама разгневается на нее и Амандина будет лишена наследства. Из-за этого женщина оставляет дочку с бабушкой и уезжает из родовой усадьбы. По воспоминаниям самой Амандины, тот период был одним из самых тяжелых – конфликты между мамой и бабушкой рвали ей сердце.
Детство будущей писательницы было далеко от счастливого: он не могла общаться со сверстниками, никто не обращал на нее внимания. Даже служанки бабушки находили способ унизить девочку. С ней разговаривали только старая графиня и учитель. Девочка мечтала о друге своего возраста настолько сильно, что выдумала себе друга по имени Корамбе. Этот волшебник мог быть ей другом, слушать ее и защищать от всех бед.
Для девочки было очень трудно редко видеть любимую маму – влиятельная бабушка старалась защитить ее от влияния "танцовщицы". Амандина постоянно контролировали и указывали, как ей следует себя вести. Девушка решается на побег, о чем вскоре узнала графиня. Госпожа Дюпен хочет наказать Амандину и посылает ее в католический монастырь.
Тем не менее, в монастыре молодая Амандина не желает меняться, она увлекается чтением и изучением религиозной литературы. Однажды она углубилась в священные тексты и истолковала их неправильно, после чего провела несколько месяцев в строгом воздержании. История святой Терезы оказала сильное воздействие на молодую писательницу, и она начала идентифицировать себя со святой, отказываясь нормально спать и есть.
Хотя молодая Амандина была красива и богата, не каждый молодой аристократ согласился бы на ней жениться. Её мать происходила из рабочего класса.
Благородная бабушка не успела найти для внучки богатого жениха – старушка умерла, когда Авроре исполнилось 17 лет. Девушка осталась с полуграмотной матерью. Между умной и начитанной девушкой и безграмотной женщиной образовалась пропасть.
Амандина обожала читать, а Антуанетта считала чтение чепухой, даже могла отобрать книжку у зазевавшейся дочери. Девушка мечтала жить на сельских просторах любимого дома в Ноане, а мать держала её в крохотной парижской квартирке. Аврора оплакивала бабушку, к которой успела привязаться за это время, а мать высказывалась о графине нелицеприятно.
Скоро закончились отношения матери и дочери. Антуанетта мечтала выдать дочь замуж, даже находила для нее жениха. Но Аврора отказалась от свадьбы с ним, потому что его просто не терпела. Мать сорвалась и угрожала отправить дочь в монастырь, чтобы заточить ее там. В этот момент девушка осознала, что единственным способом избавиться от матери будет удачный брак.
Псевдоним
Большинство знаменитых произведений талантливая Аврора создавала под вымышленным именем. Первую свою книгу под названием «Роз и Бланш» она сочинила вместе с Жюлем Сандо, своим старым другом. Оба писателя использовали псевдоним Жорж Санд, который вскоре стал символом литературного успеха для Авроры. Под этим алиасом она опубликовала свои самые известные произведения, а также сатирические зарисовки, созданные совместно со своим другом.
Второй роман друзей, который они мечтали написать вместе, оказался под угрозой из-за внезапной болезни Жюля. Авроре пришлось писать произведение в одиночку, и так появился первый роман под названием "Индиана". Рукопись была готова к печати, но возникли новые проблемы, которые нужно было решить.
Когда Жюль восстановился, он настоятельно отказывался от идеи печататься под общим псевдонимом. Писатель утверждал, что без его участия в написании новой книги у него не будет никаких прав. Семья Сандо тоже была против этого плана — родственники не хотели, чтобы их фамилия была "испорчена" какой-то литературой. Издателю было важно сохранить авторство за Жоржем Сандом, потому что публика уже знала его имя и активно покупала его книги.
Аврора была вынуждена выступать под псевдонимом Жорж Санд, которой вскоре станет широко известной. Она начинает публиковать свои собственные романы уже без участия Жюля.
Литературная деятельность
Аврора быстро понимает, что именно с литературой она хочет связать свою дальнейшую биографию. Девушка начинает писать романы. За популярнейшей "Индианой" следуют другие, не менее интересные книги ("Лелия", "Валентина" и другие). Эти произведения заставили всех обратить внимание на писательницу, которую теперь ставят в один ряд с самыми известными романтиками того времени.
Женщина вдохновлялась всем: собственной личной жизнью, известными историями, даже произведениями утопистов. Писательница очень увлеклась идеями социальных утопистов, новые веяния в философии наводили на размышления, о которых девушка написала в своих романах.
Романы Жорж Санд отражают ее личностную трансформацию. В своем произведении «Мопра» она резко осуждает романтическое восстание. В «Opace» идеи индивидуализма разрушаются. Творчество писательницы пропитано уверенностью в таланте простых людей, пафосом свободы и борьбы. Ее роман «Консуэло» отражает мечты об искусстве как инструменте общества.
В 40-х годах Аврора достигает пика своей славы, становится одной из самых популярных писательниц. Она приглашается во все литературные кружки, участвует в публикации запрещенных журналов и активно поддерживает рабочих поэтов. Ее стремление к свободе характеризует как ее саму, так и ее литературных героев, готовых пойти на гибель за свои идеалы и искать истину.
Женщина принимает решение не рисковать и «переключается» на другой стиль — она отказывается от общественной жизни и пытается создавать романы в том же духе, что и ее первые произведения.
За пределами Франции творчество Санд было чрезвычайно популярно. Произведения писательницы восхищались выдающимися русскими литературными фигурами — Белинский, Тургенев, Некрасов и даже Достоевский.
Личная жизнь
Георг Санд была влюблена в саму любовь – о ее приключениях и романах ходили легенды еще при жизни. Недоброжелатели утверждали, что Санд успела встретиться со всеми знаменитостями литературного мира того времени. Некоторые даже утверждали, что поскольку Аврора не реализовалась как мать, она предпочитала молодых мужчин. Также ходили слухи об интриге между Санд и популярной актрисой Мари Дорваль.
Несмотря на множество поклонников, в частной жизни Авроры был лишь один брак. Ее супругом стал дворянин, барон Казимир Дюдеван. В браке появились два дети – старший сын Морис и дочь Соланж. Молодые супруги скоро осознали, что у них слишком разные характеры. Они разочаровались в браке, но старались сохранить видимость хороших отношений ради детей.
Писательница открыто признавалась в своей зависимости от любви. Она встречалась с известным поэтом де Мюссе, имела роман с знаменитым композитором Ференцем Листом, но самым значимым были отношения с Шопеном.
Молодой человек любил свою музу, но им не суждено было быть вместе из-за житейских преград. Этот неудачный роман оставил отпечаток не только на сердце Авроры, но и на ее творчестве. Ее отношения с Шопеном стали источником вдохновения для новых книг.
Смерть и похороны
Последние дни Аврора провела у себя дома, заботясь о своих внуках и воспитывая уже взрослых детей. Маленькие внучата обожали слушать сказки знаменитой бабушки. В старости мадам Санд была нежно названа "доброй дамой из Ноана".
В 1876 году ушла из жизни Аврора. Она прожила долгую и насыщенную жизнь, была общественной активисткой и дружила с самыми знаменитыми людьми своего времени. Ее творчество отражало историю, и она мастерски вплетала судьбы главных героев в исторические события. Ее лучшие друзья, которые помогли ей в старости, присутствовали на похоронах. Когда Виктор Гюго узнал о смерти госпожи Санд, он сказал, что будет оплакивать ушедшую, но приветствовать – бессмертную.
Богатое наследие писательницы в виде поэм, писем, драм и романов хранится в ее родной Франции. Книги госпожи Санд изучаются в учебных заведениях, возвеличивая Францию и считаясь культурным достоянием страны.
Жизнь этой удивительной женщины также привлекает внимание, и ее автобиографические фильмы можно увидеть на экранах кинотеатров. Ее романы тоже не остались в стороне и были экранизированы не раз.
Произведения
- Индиана
- Валентина
- Мельхиор
- Лелия
- Кора
- Жак
- Маркиза
- Метелла
- Леоне Леони
- Мопрá
- Мастера мозаики
- Орко
- Ускок
- Спиридион
- Странствующий подмастерье
- Зима на Майорке
- Орас
- Консуэло
- Графиня Рудольштадт
- Мельник из Анжибо
- Чертово болото
- Грех господина Антуана
- Лукреция Флориани
- Пиччинино
- Франсуа-найдёныш
- Господин Руссе
- Мон-Ревеш
- Даниелла
- Прекрасные господа из Буа-Доре
- Зеленые призраки
- Она и Он
- Снеговик
- Маркиз де Вильмер
- Исповедь молодой девушки
- Последняя любовь
- Страна Франция
- Город Нанси
- Замок Персен