Зинаида Серебрякова – талантливая российская художница, она была одной из немногих женщин, входивших в объединение «Мир искусства». В период после революции она не следовала модным агитационным течениям и оставалась верной духу великих традиций «мирискусников».
Зинаида Серебрякова – яркая представительница объединения «Мир искусства», которое сформировалось в начале 20 века. В своих произведениях художница чаще всего изображала людей и окружающий мир, но также создавала и натюрморты.
Попадая в круги прогрессивных людей искусства, дочь интеллигентов не заинтересовалась модной агитационной тематикой того времени. В начале 1930-х годов Зинаида вынуждена была уехать во Францию, где она пробыла много лет, не имея возможности вернуться домой. Прошло более тридцати лет, прежде чем художница встретилась со своими родственниками. К тому времени ее работы уже были представлены на крупнейших мировых выставках искусства.
Детство и юность
Художница по фамилии Лансере родилась 28 ноября 1884 года в селе Нескучное Курской губернии (сейчас территория Украины). В её роду было много талантливых людей: известные живописцы, скульпторы и архитекторы.
Одаренность Зины не была необычной в семье, где каждый член имел отношение к искусству. Когда девочка решила развиваться в художественном направлении, родители поддержали её. Братья Зины также следовали за своей страстью к прекрасному: младший стал архитектором, а старший – художником.
После смерти старосты семьи Лансеров, семейство переехало в Петербург, где началась творческая биография Зинаиды. Она попала под опеку своего дяди, продолжателя династии художников — Александра Бенуа. В столице росла провинциалка, получившая среднее образование, а в 1900 году поступившая в художественную школу. Ее первым учителем был знаменитый русский живописец Илья Репин, который увидел в молодом даровании несомненный талант. В начале XX века Зинаида впервые посетила Италию, где она была вдохновлена полотнами великих европейских мастеров.
Изучая творчество Серебряковой, искусствоведы подчеркивают огромное влияние музы Блока и Пушкина на формирование стиля художницы. В ее ранних работах художница стремилась выразить необъятную любовь к миру и людям. Особенно ярко это проявляется в картинах «Крестьянская девушка» и «Сад в цвету», где тонко передано восхищение красотой русской земли.
Проживая в Нескучном, Зинаида активно наблюдала за трудом сельских девушек, восхищалась их природной красотой и невероятной усердием. Работа по посеву, уборке урожая и другие занятия местных жителей стимулировали писательницу к созданию новых и новых произведений искусства.
Художница стала известной после успешной выставки «Мир искусства», где в 1910 году было показано ее автопортрет «За туалетом». После этого последовали работы «Купальщица» и портрет матери «Екатерина Лансере», в которых уже можно было увидеть узнаваемый стиль и характер автора.
Зинаида вступила в общество «Миру искусства» в 1911 году, и отличалась от других членов страстью к простым, гармоничным сюжетам и неприятием модных тенденций.
Период 1914-1917 годов был расцветом творчества Серебряковой, в это время появились ее великолепные полотна, отражающие жизнь простого народа, крестьянский быт и будни деревни, которой она была предана.
Одной из значимых работ тех лет была картина «Беление холста», на которой изображены крестьянские девушки на фоне неба. Низко расположенная линия горизонта делает фигуры работниц поистине монументальными. В композиции удивительным образом сочетаются широкие плоскости невероятно насыщенных оттенков. Это полотно, воспевающее тяжелый труд бедняков, принесло большую славу его создательнице.
Известно, что самые знаменитые произведения художницы были созданы в её родовом имении Нескучное, где со временем была организована художественная мастерская. Это место притягивало таких творческих личностей, как Сергей Рахманинов, Анна Ахматова, Константин Сомов, Сергей Прокофьев. На каждой встрече неизменно присутствовал дядюшка художницы – Александр Бенуа.
Однажды мой дядя поручил мне увлекательный проект – расписать стены в ресторане на Казанском вокзале. Я привлек к этой работе таких талантливых художников, как Евгений Лансере, Мстислав Добужинский, Борис Кустодиев и, конечно же, мою дорогую племянницу Зинаиду Серебрякову. По задумке автора, аллегория на объединение Европы и Азии, должна была пронизывать всю атмосферу вокзала. Зинаида взяла на себя ответственность за создание восточной темы: она разработала ряд скетчей с изображениями народов Индии, Сиама, Японии и Турции. Параллельно с этой работой, художница завершала полотно, посвященное славянской мифологии.
Октябрьская революция
В начале осени 1917 года Серебрякова пребывала в своем родовом поместье Нескучное. Однако из-за непрекращающихся разграблений поместий семье пришлось переехать в Змиев, а оттуда – в Харьков. Здесь Зинаида с мужем нашли маленькую квартиру на улице Конторская и начали вести спокойную, казалось бы, жизнь. Но вскоре приключилась беда: муж Борис заболел сыпным тифом и скоропостижно умер. Остались вдова, четверо маленьких детей и больная мать в тяжелом материальном положении.
Из-за высокой стоимости масляных красок, художница вынуждена была использовать уголь и карандаш для своих работ. В это трудное время были созданы знаменитые полотна «Карточный домик» и «На террасе в Харькове», на которых изображены детские групповые портреты. Считается, что картина «Карточный домик» символизирует нестабильное положение, в котором оказалась семья художницы.
В период после революции произошел всплеск интереса к футуризму, и передовые художники с радостью погрузились в эту тенденцию. Серебрякова, в свою очередь, отказалась от новых тенденций и от написания политических картин. Она нашла работу в Харьковском археологическом музее, где занималась созданием карандашных эскизов экспонатов.
В конце 1920-х годов семья Серебряковых перебралась в Петроград. Cначала они жили у друзей из Харькова, у Басковых, на Лахтинской улице. Скоро мать с четырьмя детьми удалось арендовать свою «дореволюционную» квартиру на Васильевском острове, а затем и семейный дом на улице Глинки. Они жили там не в одиночестве — к ним приселили артистов МХАТа. В течение нескольких следующих лет Зинаида изображала театральные сцены и закулисную жизнь. Для заработка художница писала портреты на заказ. Однако гонорары за работы тратились ее многочисленной семьей еще до получения заказа. В те годы для Серебряковых деликатесом стали блюда, наподобие котлет из картофельных очисток.
На выставке в Нью-Йорке 1920-х годов было представлено 14 картин Зинаиды Серебряковой, русской художницы. Особый успех среди любителей искусства имела картина «Спящая девочка на красном одеяле».
Вдали от родины
В конце 1924 года мастер получила заказ на декоративную роспись и отправилась в Париж для его выполнения. Из-за политических событий ей не разрешили вернуться в Россию, и она оказалась отрезанной от дома и семьи. Двоих детей – Сашу и Катю – удалось вывезти за границу, а Женя и Таня остались без материнского тепла. Зинаида Евгеньевна получила Нансеновский паспорт и после Второй мировой стала гражданкой Франции.
По приезду в чужую страну Зинаида Евгеньевна столкнулась с тем, что ее ожидания не сбылись. Работы было немного, и все заработанные деньги она отправляла своим детям в Петроград. Себе оставляла только сумму на оплату коммунальных расходов. Хотя могло быть больше заказов, но принципиальная Серебрякова отказывалась писать в популярном авангардном стиле, считая его «глупой мазней». Кроме того, она не умела налаживать «необходимые» связи и продвигать себя и свое творчество.
Когда удалось перевезти детей Александра и Екатерину через железный занавес, стало немного легче. Дочь сразу взяла на себя все заботы по хозяйству, а сын начал помогать матери зарабатывать на жизнь. Оба детей последовали примеру матери и начали заниматься изобразительным искусством.
Поскольку у Серебряковой не было денег на натурщиков, ее собственные дети становились ее моделями. Так продолжалось, пока Саша не стал востребованным дизайнером интерьеров, чьи работы ценились в театральной среде и издательском бизнесе.
Катя занималась созданием пейзажей и натюрмортов, а также воссоздавала на заказ исторические интерьеры. Большую часть времени девушка посвящала помощи матери по дому и организации ее выставок, почти не оставляя времени на свою собственную карьеру.
В конце 20-х – начале 30-х годов Зинаида многократно посещала Марокко. Поездки оплачивал бельгийский предприниматель барон Броуэр с условием, что несколько созданных картин достанутся ему. В этой экзотической стране женщина изображала красоты Атласских гор, а также причудливо одетых местных жителей. В эмиграции был создан цикл ее полотен, посвященный французским рыбакам.
Приход Никиты Хрущева к власти в СССР предоставил художнице возможность встретиться с близкими. Почти спустя сорок лет разлуки ее посетила дочь Таня, уже известная мхатовская художница.
Первая выставка работ Серебряковой на родине прошла в 1966 году. Экспозиция посетила многие крупные города Союза и вызвала восторг у советских ценителей искусства. Наконец, граждане СССР получили возможность ближе познакомиться с творчеством гениальной соотечественницы.
Личная жизнь
Борис, двоюродный брат создательницы, был ее супругом и влюблен в нее с детства. Он выражал свое желание жениться на Зине еще в молодости, когда они гостили в усадьбе Нескучное. Однако брак считался слишком близким по родству, и церковь не одобряла его. В конце концов, родственники нашли священника, который согласился браковать их за 300 рублей.
Борис не занимался искусством, а занимался инженерным делом, в то время как его жена, Зинаида, была полностью погружена в мир живописи. Несмотря на такие различия в интересах, они построили счастливую семейную жизнь и были верными спутниками друг для друга.
После свадьбы они отправились в Париж, где провели целый год. Зинаида окончила Академию искусств де ла Гранд Шомьер, а Борис поступил в Высшую строительную школу. После возвращения на родину у них появились четверо детей – два мальчика и две девочки. В 1919 году Борис ушел за границу по служебным обязанностям и там заразился сыпным тифом. После возвращения домой он скончался на руках у своей любимой жены.
Во время вынужденной эмиграции Серебряковой, её сын Женя и дочь Таня остались в Союзе под опекой своей бабушки. Их жизнь была очень сложной, но Зинаида не могла им помочь. Мать художницы умерла из-за бедственных условий и постоянного голода.
Нельзя не заметить, что у Серебряковой появилась возможность увидеться с детьми: в 1930-е годы советские власти предложили ей вернуться. Но в то время художница занималась заказом в Бельгии и не могла бросить свою начатую работу.
Смерть
Известный художник ушел из жизни 19 сентября 1967 года. 82-летний мастер скончался от кровоизлияния в мозг в своей парижской квартире.
Большую часть своей жизни Зинаида Серебрякова провела за границей, но ее творчество хорошо известно на родине. В российских галереях регулярно проводятся выставки ее работ, а многие ее картины хранятся в крупнейших музеях страны. После смерти матери, дочь Катя основала благотворительный фонд, названный в честь Зинаиды Серебряковой.